Лидер российского оппозиционного движения «Солидарность» Гарри Каспаров в очередной раз призвал Запад выступить против России. При этом, по его мнению, не стоит обходиться полумерами, а действовать с позиции силы. Как, например, в Ливии.
Выступая в Вашингтоне на конференции «Риски „перезагрузки“. Почему Вашингтон должен быть осторожен в отношениях с Москвой», организованной консервативным фондом «Наследие», Гарри Каспаров традиционно подверг критике действия российских властей, препятствующих, по его мнению, установлению в стране настоящей демократии. Отсутствие оной, считает Каспаров, выражается в том, что в России с 2004 года не появилось ни одной новой партии, а внесистемная оппозиция не может получить власть.
Исправить эту ситуацию, утверждает Каспаров, можно только при помощи западных союзников, которые просто обязаны действовать более решительными методами. «Вы сидите на саммитах, проводите переговоры, а Путин не делает и не меняет ничего», — говорит он, призывая относиться к Путину, как диктатору. «Никогда не бойтесь противостоять диктаторам, потому что они понимают только язык силы», — обратился Каспаров к собравшимся, напомнив «успешный» опыт опыт установления демократии при помощи военного вмешательства в странах Ближнего Востока и Африки. Исходя из этого опыта, наиболее эффектно установление демократических процедур происходит посредством «гуманитарных» бомбардировок. Хотя, в отношении России американские военные могут придумать и ещё что-нибудь.
Так или иначе, но в устах российского политика подобного рода заявления выглядят как минимум странно. Другое дело, что российским политиком Каспарова можно назвать весьма условно. Традиционный приверженец западных ценностей экс-чемпион мира по шахматам большую часть своей жизни проводит вне России, преимущественно на территории США, где живёт его семья. Сам Каспаров категорический отрицает наличие американского гражданства, но и без паспорта он уже давно стал американцем по духу. Соответственно и выступает с точки зрения американца российского происхождения, чётко следуя зачастую полученным извне инструкциям.
Свёртывание «перезагрузки» в отношениях России и США давно уже является темой для обсуждения среди американских политиков, по прежнему считающих Россию своим врагом №1. Как в своё время заявил постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин, «ястребиное крыло американского истеблишмента фактически не скрывает, что создаваемая система противоракетной обороны (в Европе) будет развернута не против каких-то там мифических стран на Ближнем Востоке, а против Российской Федерации».
Скоро в США президентские выборы и «республиканцы» намерены взять реванш за поражение на прошлых выборах. Соответственно, усиливается антироссийская риторика в речах американских политиков, которую с удовольствием подхватывают их российские друзья. Буквально несколько дней назад сенатор от республиканцев Джон Маккейн в более откровенной форме выразил то, о чём сказал Каспаров. «Я полагаю, диктаторы во всем мире, не только Башар Асад, но может быть даже господин Путин, может быть кто-то из китайцев, возможно, они станут немного более нервными, потому что очевидно люди в Ливии восстали. Мы им помогали, возможно, без воздушной поддержки Франции, Британии и НАТО у них бы ничего не получилось, но я думаю, что им стоит понервничать. Я думаю, это весна. Не только арабская весна», — сказал сенатор, отметив, что «вполне возможно, что люди будут протестовать против правительства, которое очевидно не является демократическим в том виде, который хотели бы видеть граждане России, когда развалился Советский Союз. Я бы не стал предсказывать вооруженное восстание, но мы увидим значительные протесты в разных странах», — заявил он.
Российская внесистемная оппозиция давно уже потеряла надежду взять власть легитимным способом. Создать нормальную, дееспособную общероссийскую партию у неё не получается, на митинги ходят одни и те же пара сотен человек, а единственным пунктом их предвыборной программы является свержение Путина. Разумеется, что граждане России, даже не испытывающие особой симпатии к действующей власти, смотрят на таких оппозиционеров с подозрением.