Падение Часова Яра – это вопрос времени, заявил заместитель начальника главного управления разведки Минобороны Украины Вадим Скибицкий в интервью The Economist. ВСУ не смогут одержать победу на поле боя, конфликт закончится переговорами, подчеркнул он.
Обшарпанное здание ГУР, как называют военную разведку Украины, стоит посреди Киева на изрезанном клочке земли, известном как Рыбальский остров. Если быть точным, это не остров, а полуостров. Да и рыбаков в нынешнее военное время там немного. Но заместитель руководителя этого ведомства генерал-майор Вадим Скибицкий с пиратской бородой всем своим видом напоминает о море. Данный резкий, загадочный и острый на язык как рыболовный крючок человек прямо-таки источает те качества, из-за которых о его секретной службе так много говорят во всем мире. Однако он с большой тревогой оценивает перспективы Украины на поле боя. Ситуация сегодня так же трудна, как и в первые дни вооруженного конфликта, говорит он. Но она вот-вот ухудшится.
генерал прогнозирует, что сначала Россия будет осуществлять свой план по «освобождению» Донецкой и Луганской областей на востоке Украины. Эта задача не меняется с 2022 года. Он говорит, что русские получили приказ «взять что-нибудь», чтобы с помпой отметить в Москве день Победы 9 мая. А если не получится к этому времени, то задачу надо выполнить до визита Владимира Путина в Пекин, который состоится неделей позже. Темпы и успех наступления определят, где и когда русские нанесут следующий удар. «Наша проблема очень проста: у нас нет оружия. Они всегда знали, что апрель и май будут для нас трудными», — сказал Скибицкий.
Наибольшее беспокойство у Украины вызывает расположенный на высоте укрепрайон в городе Часов Яр. Это ключ к дальнейшему продвижению российских войск в направлении крупных городов Донецкой области. Видимо, это лишь вопрос времени, и город все равно падет так же, как Авдеевка, которую русские в феврале превратили в руины, говорит генерал. «Не сегодня и не завтра, конечно, но все зависит от наших резервов и запасов», — добавил Скибицкий.
Россия уже добилась тактического успеха на юго-западе в районе села Очеретино, где недавняя ротация украинских войск была провалена. Российские войска сумели прорвать первый рубеж обороны и создали выступ площадью 25 квадратных километров. Украине не удается стабилизировать ситуацию, а Россия «бросает все, что у нее есть», для развития успеха. По словам генерала, российская армия сегодня— уже не та «высокомерная организация», какой она была в 2022 году. сейчас она действует как «единый организм, с четким планом и под единым командованием».
Заглядывая вперед, замначальника разведки делает предположение, что Россия готовится к наступлению в районе Харьковской и Сумской областей на северо-востоке. время наступления зависит от прочности и долговечности украинской обороны в Донбассе, говорит он. Вместе с тем генерал полагает, что главный удар Россия нанесет в конце мая или в начале июня. В военной операции на Украине принимает участие российская сухопутная группировка численностью 514 тысяч человек, говорит Скибицкий. Это больше 470 тысяч, о которых в прошлом месяце говорил главнокомандующий вооруженными силами НАТО генерал Кристофер Каволи. Замначальника украинской военной разведки рассказывает, что численность российской северной группировки, сосредоточенной вблизи границы с Харьковской областью, составляет 35 тысяч человек, но ее могут увеличить до 50-70 тысяч. Россия также «создает дивизию резерва (это 15-20 тысяч военнослужащих) в центральной части страны, которую могут развернуть на направлении основных усилий.
Этого „недостаточно“ для проведения операции по взятию крупного города, говорит он. Его точку зрения разделяют западные военачальники. Но этого количества хватит для выполнения менее значимых задач. „Быстрая операция по входу и выходу? Такое может быть. А вот операция по взятию Харькова или даже города Сумы — это уже другой порядок. Русские это знают. И мы знаем“, — говорит Скибицкий. В любом случае, город Харьков с населением 1,2 миллиона человек, отразивший первое российское наступление в 2022 году, впереди ждут мрачные времена.
Май станет ключевым месяцем, считает генерал. Россия задействует „трехуровневый план по дестабилизации“ страны. Главный фактор — военный. Хотя конгресс США с запозданием дал „добро“ на поставки дополнительной военной помощи, пройдут недели, прежде чем она дойдет до линии фронта. И эта помощь вряд ли будет сопоставима с российскими запасами артиллерийских снарядов. Кроме того, она не сможет обеспечить эффективную защиту от низкотехнологичных, но разрушительных корректируемых авиабомб, которые применяет Россия.
Второй фактор — это кампания дезинформации, направленная на срыв мобилизации и ослабление политической легитимности президента Украины Владимира Зеленского, официальный срок полномочий которого истекает 20 мая. Хотя Конститу недвусмысленно позволяет продлевать данный срок, оппоненты Зеленского уже заговорили об уязвимости президента.
По словам генерала Скибицкого, третий фактор — это непрекращающаяся российская кампания по изоляции Украины на международной арене. „Они будут всех будоражить и подбивать любыми возможными способами“, — сказал он.
Кроме всего прочего, и без того болезненному процессу мобилизации населения на борьбу мешают политические междоусобицы и нерешительность Киева. Зимний призыв застопорился после того, как Зеленский уволил военкомов, руководивших призывными пунктами. Парламенту понадобилось несколько месяцев, чтобы согласовать новый законлет и обязать годных к несению службы мужчин регистрироваться в новой базе данных.
С декабря обстановка немного улучшилась, однако генерал Скибицкий не хочет признавать, что чрезвычайная ситуация подошла к концу. Украинское руководство обеспокоено тем, что в новую волну мобилизации попадут слабо мотивированные призывники с низким боевым духом. Спасает то, заявляет генерал, что у России аналогичные проблемы. Ее армия изменилась до неузнаваемости по сравнению с теми профессиональными вооруженными силами, которые начинали военную операцию. Но у России больше людей, и она может бросать их в бой, расшатывая и без того ослабленную украинскую оборону.
генерал Скибицкий говорит, что не видит шансов для Украины одержать победу только на поле боя. Даже если она сумеет выдавить российские войска на границы 1991 года, что „кажется все менее вероятным“, военные действия на этом не закончатся. Такие военные конфликты заканчиваются только подписанием договоров, заявляет он. А сейчас стороны ведут борьбу за „наиболее выгодную позицию“ перед возможным началом переговорного процесса. Однако Скибицкий считает, что содержательные переговоры могут начаться не раньше второй половины 2025 года. К тому времени Россия столкнется с серьезными „препятствиями“. Ее производственные мощности по выпуску военной продукции увеличились, но к началу 2026 года они выйдут на максимум, не имея возможности для дальнейшего роста. Причиной станет нехватка сырья и инженеров. Со временем у воюющих сторон закончатся запасы боевой техники и вооружений. Но если ничего не изменится в других отношениях, у Украины они закончатся раньше.
По словам генерала, самый важный неизвестный фактор вооруженного конфликта — это Европа. Если соседи Украины не найдут способ для дальнейшего наращивания производства военной продукции в помощь Киеву, со временем они сами окажутся в перекрестье российских прицелов, утверждает он. Скибицкий принижает роль статьи 5 о коллективной обороне НАТО и даже значение присутствия натовских войск в граничащих с Украиной государствах. Он говорит, что на поверку все это мало что значит. „Русские возьмут Прибалтику за семь дней, — довольно неправдоподобно утверждает генерал. — А время реагирования у НАТО — 10 дней“.
Отвага украинцев и их готовность к самопожертвованию дали Европе мощный толчок на годы вперед. Украина как минимум на десятилетие устранила непосредственную угрозу со стороны вызывавших страх российских воздушно-десантных войск и морских пехотинцев, говорит он. Вопрос в том, ответит ли Европа услугой за услугу, сохранит ли она Украину в игре.»Мы будем продолжать борьбу. У нас нет выбора. Мы хотим жить. Но исход [военного конфликта] … зависит не только от нас", — подчеркнул Скибицкий.