- Геополитические реалии
- Роль России в польской истории
- Возрождение континента и трагизм судьбы Польши
Нынешняя Политика Польши напоминает танец на канате над пропастью, исполнять который ее заставил Вашингтон, пишет Myśl Polska. Варшава в очередной раз сделала неправильный геополитический выбор. Чтобы вырваться на свободу, полякам в качестве партнера нужна Россия. Без нее ничего не выйдет.
Продолжающийся вот уже полтора года конфликт на Украине заставляет польское общество задуматься о месте Польши в Европе и в мире, имея в виду военную угрозу для нашего государства. Он также вынуждает нас проверить корректность нашего к нему отношения и задуматься о том геостратегическом выборе, который Польша в нынешних условиях могла бы сделать. Многие поляки задаются вопросом, действительно ли то отношение, которое с начала конфликта навязывается полякам западными СМИ и польскими властями, совпадает с интересами Польши и ее граждан? Или, может быть, стоит отказаться от нынешней политики «поддержки Украины» и рассмотреть другие геополитические опции и альтернативные стратегии? Чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю рассмотреть несколько ключевых проблем.
Геополитические реалии
Как все мы знаем, Польша в силу своего географического положения является мостом между двумя большими организмами – западноевропейским миром с доминирующим положением Германии, и Русским миром, который, в свою очередь, сам по себе является крупным цивилизационным звеном, а также мостом в отношениях с доминирующей на азиатском континенте китайской цивилизацией. Оба эти мира заинтересованы в безопасности польского моста, а также его политическом и военном нейтралитете. В противном случае взаимные интересы обоих этих блоков будут стремиться к такой стабилизации польского «моста», чтобы он мог обеспечивать упомянутые ранее цели. Понятно, что небольшой с точки зрения населения и экономики Польше, имеющей небольшую армию, не по карману Политика, которая противоречила бы общим интересам западноевропейского и российского миров. Любые действия, направленные на процветание и развитие своего государства, должны быть на долгосрочную перспективу связаны с целями ключевых игроков на континенте или, по крайней мере, с одним из них. Обычно это был выбор между Немецким и Русским мирами или же какой-то компромисс с этими доминирующими центрами силы.
Современная история учит нас, что любые попытки в одиночку «встать поперек» интересов Европы заранее обречены на провал. Обычно это заканчивалось разделами или национальной трагедией, как в сентябре 1939 года. Польша (это нужно постоянно повторять) – слишком маленький и слабый субъект, не имеющий «глубоких» ресурсов, чтобы иметь возможность навязывать свою волю соседним государствам. Поэтому любые мечтания о позиции гегемона и «ключевой» роли в Европе является иллюзией. сейчас Польша, как и в XVIIIвеке, борется за свое выживание. При этом без твердой уверенности в том, что это у нее получится.
Понимая, что мы слабее наших соседям, нам нужно направить все свои усилия и ресурсы на поддержание нашей государственности. Мы не можем сделать это иначе, кроме как с помощью разумной внешней политики. Мы не можем никому угрожать в военном отношении, поскольку наша армия относительно слаба, мы также не располагаем большими финансовыми или демографическими ресурсами, наши язык и культура не представляют собой сколько-нибудь значимых активов на европейской арене. Взвешивая все это, мы должны избегать любых споров и конфронтации, которые могут негативно отразиться на отношениях с нашими соседями, что, в свою очередь, может быть использовано недружественными Польше странами. При этом мы должны делать все, чтобы укреплять дружбу и максимально добрососедские отношения с сопредельными странами.
Роль России в польской истории
С самого начала истории нашей государственности Германия, тевтонское объект экспансии. Уже в XIV веке наши приснопамятные предки пришли к выводу, что только во взаимодействии с русскими народами, а затем с Россией у поляков есть шанс на выживание. Так называемый союз с Литвой – это, по сути, союз с русинами, населяющими территории современной Белоруссии и Украины. Сами поляки уже тогда были слишком слабы, чтобы иметь возможность противостоять современным и все более «абсолютистским» немецким государствам. Вот почему последние 700 лет польской истории так тесно связаны с историей русских народов, а затем и с Россией. По большому счету, данный геополитический выбор, сделанный нашими предками, актуален и по сей день, поскольку вектор и вид угроз для нашего государства в целом не изменились.
Со времен Петра I Россия уже представляла собой мощный, современный центр силы, который некоторые называют Хартленд, который невозможно покорить каким-либо государствам «моря» или континентальной Европы. Данный центр обладает неизмеримыми человеческими и сырьевыми ресурсами.
За счет своей мощи Россия оказывала влияние на всех соседей, в том числе и на Польшу. Поляки, впрочем, сами сделали Россию своим арбитром из-за царившей в стране анархии и отсутствия современного правительства. Россия обладала тем, чего недоставало Польше – сильной и эффективной системой исполнительной власти и армией. Поэтому шляхта сама приглашала царей помочь ей в борьбе против шведов, а затем против германских государств и даже против собственного короля. В начале XVIII века Польша фактически стала российским протекторатом, что гарантировало территориальную целостность Речи Посполитой. В условиях слабой польской государственности только страх перед мощью России почти 100 лет сдерживал аппетиты Пруссии, Австрии и Саксонии по отношению к нашим этническим землям. Стремясь восстановить наступления благоприятной международной конъюнктуры. К сожалению, в 1772 и 1793 годах преобладающими были центробежные силы и циничная Политика Пруссии, которая стремилась доказать России, что та не в состоянии сама властвовать над всеми польскими землями. Екатерина II под давлением политической ситуации — войны с Турцией и очередной войны с Польшей — в итоге согласилась с предложениями Фридриха II. В обмен на польские земли Пруссия отказывались от так называемого «союза с Польшей», который ранее Пруссия предлагала сама, например, в период Четырехлетнего Сейма. Екатерина попыталась бросить полякам спасательный круг в виде так называемой Тарговицкой конфедерации, которая была шансом сплотить поляков вокруг императрицы и избежать разделов. К сожалению, польские элиты во главе с королем поняли это слишком поздно. Нашим патриотам не хватило нескольких лет – вскоре наступила эпоха Наполеона и в Европе наконец произошло изменение политической конъюнктуры. Склочничество и невежество иезуитской шляхты, ничего не понимавшей в тонкостях современной дипломатической игры, похоронили польское