За два дня Украину посетили оба союзника России по Таможенному Союзу — президент Белоруссии Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев. И если визит последнего носил скорее экономический характер, то Батька преследовал сразу несколько целей.
Оба государства пытаются одновременно использовать украинский кризис для усиления собственного влияния внутри Таможенного союза и не допустить его дальнейшей эскалации. Именно поэтому в Минске и Астане принципиально занимали нейтральную позицию в отношении гражданской войны на Украине и (в отличие от России) полностью отстранились от процессов, происходящих в ДНР и ЛНР. «Я благодарю Белоруссию за четкую позицию в отношении суверенитета, территориальной целостности и независимости Украины. Для нас ваша жесткая позиция, которую вы высказывали постоянно, включая позицию по так называемым выборам в ноябре (имеются в виду местные выборы в ЛНР и ДНР — Эксперт Online), очень важна», — отметил Петр Порошенко. Аналогичное заявление он сделал и в адрес Казахстана.
Между тем, на сегодняшний день влияние Астаны на процесс мирного урегулирования несколько ограничено. По всей видимости, Назарбаев «отвечает» за иной этап процесса — нормализацию отношений между ЕС и Россией (не случайно к нему на сверку часов приезжал посредник с европейской стороны — французский президент Франсуа Олланд). Однако этот этап может быть запущен только после замораживания гражданской войны на Украине. Пока же основным итогом визита казахстанского лидера стала предварительная договоренность о поставке на Украину казахстанского угля (не секрет, что украинские власти испытывают дикий дефицит этого энергоносителя, из-за чего в стране уже идут веерные отключения электричества).
Александр Лукашенко же приехал в Киев конкретно говорить о возобновлении переговоров в минском формате, которые должны были пройти еще на прошлой неделе, но были отложены по вине украинской стороны. Белорусский президент крайне настойчив — он понимает, что посредничество в деле мирного урегулирования ситуации на Украине является его пропуском в мир большой политики. «Благодаря нашему с вами эффективному взаимодействию сегодня уже в историю дипломатии вошли термины "минский формат”, "минский меморандум”, "минский протокол” и "минские договоренности”. Весь мир сегодня говорит, что они являются основой мирного плана президента Порошенко и основой мирного процесса в Украине... Они признаны ООН, Европейским союзом, странами большой двадцатки и фактически являются безальтернативной моделью деэскалации ситуации на части территорий Донецкой и Луганской областей», — поясняет белорусский президент. Поэтому попытки Петра Порошенко торпедировать этот процесс или даже его замедлить для Белоруссии неприемлемы.
Не исключено, что посредническая миссия Лукашенко увенчалась успехом, ведь Киеву совсем не с руки идти сейчас на конфликт с белорусским президентом. «Украина искренне заинтересована в том, чтобы торговые, экономические, политические, отношения безопасности развивались с максимальной интенсивностью», — отметил Порошенко. И не только потому, что на фоне катастрофической ситуации в экономике украинским властям нужно держаться за своих торговых партнеров, а также из-за того, что Белоруссия может стать окном для выхода на отныне закрытый российский рынок. Ряд экономистов уже отмечали, что, несмотря на вхождение Украины в зону свободной торговли с Европой, ее продукция ориентирована на российский рынок. И закрытие этого рынка (неизбежное когда истечет годовая отсрочка на вхождение Украины в ЗСТ с Европой) приведет к полному банкротству остатков украинской промышленности. Выходом из ситуации может стать налаживание за этот сок каналов реэкспорта украинской продукции в Россию через Белоруссию или же открытие на белорусской территории филиалов украинских предприятий.
Некоторые политологи, впрочем, увидели в визите Лукашенко не столько посредническую функцию, сколько демонстрацию угрозы Москве. Не секрет, что в последнее время российско-белорусские отношения переживают непростые времена. Попытки Белоруссии использовать механизмы Таможенного союза для реэкспорта в Россию европейских сельхозтоваров встретили крайне жесткую реакцию со стороны Кремля, в результате чего между странами был фактически восстановлен таможенный контроль. И, поехав в Киев, Батька якобы показывал Кремлю, что не стоит переоценивать уровень зависимости Белоруссии от России. Что в случае чего Белоруссия может повернуться лицом и на Запад, и налаживать отношения с ним.
«Лукашенко понимает опасность, понимает, что может не устоять. И сегодня Европа подала ему четкий знак, что если он будет действовать в одной упряжке с Украиной, то ему многое простится, и Беларусь за это получит экономические преференции», — говорит украинский журналист Александр Гордон. Белорусский президент даже дал своему украинскому визави поуговаривать себя на тему сближения с Евросоюзом. «Мы заинтересованы в поддержке Беларуси, если она сочтет это возможным, в развитии отношений в рамках Восточного партнерства», — заявил украинский президент.
Между тем, эта угроза — если она, конечно, имела место — является элементарным блефом. Лукашенко прекрасно понимает правила игры и не пойдет на разрыв политического альянса с Москвой — если, конечно, хочет и в дальнейшем оставаться главой Белоруссии. Да, он может покаяться, откреститься от Москвы и войти в дружный европейский террариум единомышленников. Какое-то время его даже будут принимать в европейских столицах и петь осанны. Однако затем его будут вынуждать проводить либерализацию режима, не мешать местной проевропейской оппозиции брать власть в свои руки и готовить белорусский Майдан. В итоге Лукашенко попросту повторит судьбу Муаммара Каддафи, и столь бережно выстраиваемому им белорусскому экономическому чуду придет конец.