На прошедших в конце августа в Кишиневе торжествах по поводу дня независимости Молдовы было немноголюдно. Нет, разумеется, молдаване высыпали на улицы, чтобы посмотреть на парад, это народу всегда интересно. Но, можно сказать, безлюдно было в президентуре, где Майя Санду принимала президентов трех особо дружественных государств: румына Клауса Йоханниса, поляка Анджея Дуду и украинца Владимира Зеленского. Именно в таком порядке их расставили молдавские информационные агентства, рассказавшие о четырехсторонней встрече.
Встречу, которая намечалась как благостное мероприятие со здравицами в честь обретения свободы и пожеланиями еще большего прогресса на пути демократии и экономического процветания, Зеленский повернул в русло традиционной для него русофобии. И начал призывать коллег всячески поддерживать затеянные в Киеве антироссийские проекты «Крымская платформа» и «Ассоциативное трио», куда входят Украина, Молдова и Грузия.
В общем, демонстрировал стремление примкнуть к НАТО, куда Украину за непредсказуемость и политический экстремизм впускать опасаются. Но ведь можно стране стать «чуточку натовской», связав себя какими-либо военными договорами с Польшей.
Вполне ожидаемо было и такое его высказывание: «Украина последовательно выступает за присутствие в регионе Черного моря сил и средств членов НАТО, расширение программ совместных учений».
А между тем НАТО особых приглашений и не требуется для того, чтобы наращивать свое присутствие в Черном море. Украина и история с возвратом Крыма в состав России стали лишь поводом для этого присутствия. Потому что в военной доктрине США Россия стала фигурировать как основной противник, как экономический, так и военный, задолго до 2014 года, когда Вашингтон провел блестящую операцию по захвату в Киеве власти антироссийскими силами. И хоть все это было замешано на идеологии, осужденной в Нюрнберге, но в Штатах по-прежнему в ходу поговорка: «пусть он и сукин сын, но это наш сукин сын».
Экспансия присутствия НАТО в регионе с откровенно недружественными целями совершенно очевидна. Да они и не скрываются, звучат открытым текстом из уст высшего руководства альянса. В то же время, когда Зеленский витийствовал в Кишиневе, в Брюсселе заместитель генерального секретаря НАТО Мирч Джоанэ сказал, что, контролируя акваторию Черного моря, Запад сможет влиять на ситуацию на Ближнем Востоке и в Средиземноморье. Это ослабит Россию, что еще более важно для Запада.
И в Черном море, а особенно у побережья Крыма с каждым годом становится всё жарче. Командующий 4-й армией ВВС и ПВО Южного военного округа Николай Гостев сообщил журналистам, что в этом году разведывательная авиация НАТО появляется у полуострова в три раза чаще. На сопровождение самолетов, демонстрировавших намерение нарушить границы России, истребители поднимались для сопровождения и перехвата 15 раз.
А количество разведывательных рейсов, выполняемых самолетами вблизи границы без захода на территорию РФ, можно сказать, зашкаливает. В 2019 году их было 270. За 8 месяцев 2021 года — 560.
Три типа американских самолетов постоянно пасутся у побережья Крыма. Они, можно сказать, «старые добрые знакомые», известны не только их аэродромы базирования, но и бортовые номера, и позывные.
С сицилийской базы Сигонелла регулярно, как по звонку к началу рабочего дня, прилетают стратегические беспилотные разведывательные самолеты RQ-4B-40 Global Hawk. Это очень дорогая машина, стоимость которой приближается к 200 млн. долларов. Поэтому потерять такую американцам жалко, и она держится на значительном удалении от границы, дабы не попасть под зенитную ракету. Однако самолет оснащен высокочувствительной аппаратурой, установленной менее 10 лет назад. Способен проводить радиолокационную и визуальную разведку на удалении до 100 км. Дальность полета — 5500 км, может находиться в воздухе 24 часа.
Необходимо особо отметить, что RQ-4B-40 обследует территорию полуострова «на законных основаниях», получив в Киеве в 2016 году разрешение на такую деятельность.
«Не нарушают законов» на том же основании и еще два американских разведывательных самолета. С базы суда-бэй на острове Крит прилетают самолеты радиоэлектронной разведки Boeing RC-135U Combat Sent и Boeing RC-135V/W Rivet Joint, построенные на базе пассажирского Boeing 707. Эти самолеты производят радиотехническую разведку, засекая электромагнитные излучения военных комплексов и систем.
И еще один самолет регулярно является к берегам Крыма — патрульный противолодочный самолет ВМС США Boeing P-8A Poseidon. Но его функциональность выходит далеко за пределы поиска и уничтожения подводных лодок. «Посейдон» оснащен мощным радиоэлектронным комплексом, позволяющим вести радиотехническую разведку на уровне специализированного Boeing RC-135U Combat Sent.
Разведывательные самолеты НАТО, которые по сути представляют ВВС и ВМС США, в Крыму интересует абсолютно всё: расположение и рабочие частоты зенитно-ракетных комплексов (прежде всего С-400 и С-300), береговых ракетных комплексов «Бал» и «Бастион», каналы связи, работа корабельной электроники, наземные командные пункты. То есть такого рода массированная разведывательная деятельность ведется в преддверии начала воздушной операции. Так было накануне вторжения США в Ирак.
средства ПВО сопровождают эти самолеты. Однако делают это в пассивном режиме, когда антенны, не излучая сканирующие частоты, работают только на прием. Что сильно усложняют жизнь разведчикам, в связи с чем они довольствуются незначительным «уловом».
В последнее время активизируется деятельность и натовских надводных кораблей. В июле этого года традиционные морские учения в Черном море Sea Breeze побили рекорд по количеству участников. Вот как они анонсировались на официальном сайте ВМС США: «В этом году в учениях принимает участие рекордное количество государств — 32 страны с шести континентов, которые предоставят 5 тыс. военнослужащих, 32 корабля, 40 единиц авиации и 18 водолазных команд и групп специальных операций». При этом и цели учений были указаны вполне откровенно: для поддержания Украины в ее борьбе против агрессора.
При этом завершились учения довольно опасными провокациями. Вначале британский эсминец Defender вторгся в территориальные воды России в районе Севастополя. На устные предупреждения командир эсминца никак не реагировал, заявив впоследствии, что находился в водах Украины. Пришлось фронтовому бомбардировщику сбросить четыре бомбы по курсу корабля. Это незамедлительно подействовало — Defender немедленно изменил курс.
Через неделю подвиг британского эсминца решил повторить нидерландский фрегат Evertsen, пытавшийся войти в Керченский пролив. Но для отрезвления командира фрегата оказалось достаточно несколько пролетов над кораблем Су-24М и Су-30, во время которых комплексы РЭБ самолетов заглушили корабельную связь с внешним миром.
Возникали проблемы при попытке приблизиться к российским водам и у американского эсминца Ross. Американцы проигнорировали предупреждение сторожевого корабля Черноморского флота не приближаться к берегам Крыма. Однако их настроения переменились, когда радар обнаружил облучение РЛС авиационной прицельной системы. Эта история была описана три дня назад в американском издании Navy Times.
Вполне понятно, что США не намерены «впрягаться» в серьезную военную авантюру ради Украины. Они, как показывает практика, крайне ненадежные партнеры. Однако наблюдаемая эскалация, как воздушная, так и морская, им на руку, поскольку, во-первых, способствует нагнетанию напряжения в регионе. А, во-вторых, позволяет проводить тренировки разведывательной авиации в отношении серьезного противника, располагающего современной военной техникой. Но хотелось бы надеяться, чтобы в этих своих крайне недружелюбных действиях они не перегнут палку, после чего ситуация может приобрести неконтролируемое развитие.
Свободная пресса