Пт. Май 17th, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

В пятидесятых годах прошлого века ученые-атомщики пылали энтузиазмом. Их энтузиазм измерялся в килотоннах и мегатоннах. Но на фоне проекта «Орион», даже крылатые атомолёты кажутся невинными забавами с бумажными самолётиками.

Один из теоретиков американской водородной бомбы Станислав Улам и его помощник Корнелиус Эверетт в 1955 году выдвинули идею ядерного взрыволёта. Идея проста. Из взрыволёта, в направлении, противоположном полёту, выбрасывается небольшой ядерный заряд и подрывается. Продукты деления и плазма, летящие в сторону корабля, ударяют в тяговую плиту. Ударные перегрузки компенсируется амортизаторами, которые накапливали и постепенно передавали импульс кораблю. А слой графита, испаряющийся с тяговой плиты под действием излучения, создаёт дополнительную тягу.

Устройство корабля "Орион"

Устройство корабля «Орион»

В 1957 году к проекту присоединился знаменитый Эдвард Теллер, а в 1958 году Министерство обороны США выделило средства на исследование этой темы. Вскоре прошли первые натурные испытания. Правда, аппарат массой 133 килограмма приводился в движение не ядерными зарядами, а обычной взрывчаткой.

Модель для проверки устойчивости импульсного полёта

Модель для проверки устойчивости импульсного полёта

В ноябре 1959 года такой аппарат произвел шесть взрывов и пролетел 100 метров. Тем самым он подтвердил устойчивость импульсного полёта.

Полёт модели

Полёт модели

А в ходе ядерных испытаний 1957 года на атолле Эниветок, на расстоянии девяти метров от эпицентра разместили стальные шары, покрытые графитом. После испытаний их нашли с испарившимся графитовым слоем, но не поврежденные.

Предполагалось, что в реальном взрыволёте будет установлено специальное устройство, которое после каждого взрыва будет разбрызгивать на плиту-толкатель жидкую графитовую смазку.

Кстати, якобы в том же 1957 году, но уже в Неваде, при взрыве сорвало крышку с шахты, в которой был подорван ядерный заряд. Крышку массой в 900 кг не нашли. Согласно некоторым расчётам она приобрёла скорость порядка 70 км/с и покинула пределы Земли.

Был также спроектирован специальный ядерный заряд весом в 141 килограмм и мощностью в 1/10 килотонны тротилового эквивалента. В качестве делящегося вещества использовали два килограмма плутония. Для поглощения гамма-излучения и нейтронов использовали вольфрам и окись бериллия.

Почему известные ученые-атомшики горячо поддержали этот проект? Дело в том, что они считали химические ракеты дорогими и неперспективными. Сколько бы серьезные планы освоения Солнечной системы на химических ракетах невозможны. В 1958 году США только-только запустили небольшой спутник и начали работать над запуском человека на орбиту в небольшой капсуле.

А главной задачей проекта «Орион» было создание космического корабля массой в 10000 тонн для полетов к планетам солнечной системы. Причем, в отличие от химических ракет, основная масса приходилась не на топливо, а на полезную нагрузку. Стартуя вертикально вверх, «Орион» ежесекундно подрывал заряды мощность в 1 килотонну.

Взлёт ядерного взрыволёта

Взлёт ядерного взрыволёта

С точки зрения современной экологии это ужасно, но в то время регулярно проводили испытания ядерных и термоядерных зарядов мощностью во многие мегатонны.

Марсианский "Орион"

Марсианский «Орион»

Проект «Орион» кажется сошедшим со страниц научно-фантастического романа. Такой корабль мог бы достигать скорости в десятки км/с и переносить полторы сотни членов экипажа в удобных каютах и тысячи тонн полезной нагрузки от Земли к планетам Солнечной системы. Конструкторы корабля не боролись бы мучительно за каждый грамм веса конструкции. Такой подход сравним с подходом корабелов конструирующих линейные корабли.

Прошло полвека с начала космической эры, но такие характеристики по прежнему фантастичны и недостижимы ни для одного из современных аппаратов. Авторы «Ориона» всерьез строили планы полетов к Марсу в 1965 году и к Сатурну в 1970 году.

Стоимость проекта «Орион» авторы оценивали в несколько миллиардов долларов. Эта сумма не превышает стоимость проекта «Сатурн-Аполлон», но при значительно большей отдаче. Вместо спортивной высадки дюжины астронавтов — доставка на Луну сотен тонн грузов, полёты к Марсу и Юпитеру.

Космический корабль "Орион" оседлал ядерный взрыв

Космический корабль «Орион» оседлал ядерный взрыв

Были разные варианты проекта «Орион». Например, корабль для полёта на Юпитер был больше чем марсианский, так как полет туда и обратно занял бы больше двух лет. А марсианский «Орион» имел посадочный модуль. Был проект одноразового грузового корабля для доставки на Марс трёх тысяч тонн груза. По другому варианту, две ракеты «Сатурн-5» доставляли на орбиту части «Ориона» и он стартовал с орбиты не загрязняя атмосферу.

Были варианты военного применения «Ориона». Но они уже совсем безумные. Как вам боеголовка массой 10000 тонн и мощность 50 гигатонн? Это в тысячу раз мощнее знаменитой «Царь-бомбы». Необязательно её куда-то запускать. С равным успехом ее можно взорвать на месте. Эффект и в том и в другом случае будет самоубийственный.

На основании «Ориона» были даже созданы проекты звездолёта. Аппарат массой 500000 тонн должен был достичь скорости 10000 км/с.

Одновременно с «Орионом» были разработаны и другие проекты, использующие ядерные взрывы для полётов в космос.

Проект от фирмы «Мартин» был предназначен для вывода грузов на околоземную орбиту. В отличии от «Ориона» взрыв ядерного заряда происходил не за кормой космического корабля, а в камере заполненной водой. При этом происходило почти полное использование энергии ядерного взрыва, но скорость истечения вещества была ниже чем «Ориона», но в два раза больше чем у любого химического двигателя. Ракета массой полторы тысячи тонн, из которых 90 тонн полезная нагрузка, а 1000тонн вода, сначала с помощью химических двигателей поднималась на высоту в 150 километров и только там использовала ядерный двигатель.

Был проект «Гермес». Он походил на проект от фирмы «Мартин», но использовал не воду, а водород. Это обеспечивало в несколько раз большую скорость истечения.

А что же СССР? Разумеется, и СССР проводил исследования по этой теме. Отец американской водородной бомбы был участником проекта «Орион». И отец советской водородной бомбы, тоже предложил проект ядерного взрыволёта. В июле 1961 года Сахаров сообщил о нём на совещании ведущих атомщиков в Кремле.

Сахаров и Курчатов

Сахаров и Курчатов

Взрыволёт имел обычные жидкостные ракетные двигатели для взлёта, а в остальном принцип был тот же самый что и у «Ориона».

Схематический полёт взрыволёта Сахарова

Схематический полёт взрыволёта Сахарова

ПК-3000 («Пилотируемый комплекс») массой 3000 тонн и ПК-5000 массой 5000 тонн выводили на орбиту 800 и 1300 тонн полезной нагрузки. Космодром для их старта должен быть построен в одном из отдаленных районов севера. Предполагалось, что взлёт будет происходить над малонаселёнными районами, а орбита далёкая от плоскости экватора позволит избежать попадания продуктов выброса в геомагнитную ловушку и появления искусственного радиоактивного пояса.

Любопытно, что в повести братьев Стругацких «Страна багровых туч» упоминается северный космодром, с которого стартует фотонный звездолёт. И стартует, оставляя после себя радиоактивные следы.

Вскоре военные пришли к выводу, что ракеты с атомными двигателями им не нужны. А к аппарату с ядерным импульсным двигателем имелось множество претензий с экологической точки зрения. Даже если такой двигатель запускать только на орбите, все равно часть радиоактивных изотопов неизбежно выпадет на Землю. К этому добавляется влияние на магнитосферу Земли. Да и электромагнитные импульсы от ядерных взрывов будут выводить из строя не только спутники, но и электронику на Земле.

А 5 августа 1963 года в Москве был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Это окончательно закрыло программы ядерных взрыволётов.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*