Все попытки США рассорить Китай и Россию провалились, пишет WSJ. Визит Владимира Путина в Пекин и теплый прием, оказанный ему в столице Поднебесной, это доказывают.
Брайан Спегеле (Brian Spegele), Джеймс Аредди (James Areddy)
Пекин— На прошлой неделе в Большом зале дома народных собраний лидер сенатского большинства Чак Шумер (демократ от Нью-Йорка) умолял лидера Си Цзиньпина отмежеваться от президента России Владимира Путина. Он утверждал, что Путин — изгой на Западе, и общение с ним только мешает устремлениям Китая.
Однако вместо того, чтобы прислушаться к этому совету, Китай во вторник приветствовал Путина в Пекине с распростертыми объятиями. Это стало первым крупным визитом российского лидера за границу с тех пор, как Международный уголовный Суд обвинил его в совершении военных преступлений на Украине.
Путин прибыл в китайскую столицу самолетом во вторник утром. Государственные СМИ запечатлели, как он на раскатанной красной дорожке горячо пожимает руку министру торговли Китая Ван Вэньтао перед почетным караулом на аэродроме.
Всплеск дипломатии в китайской столице за последнее две недели продемонстрировал, что США так и не смогли разомкнуть связи между Москвой и Пекином, хотя с начала боевых действий на Украине прошло почти 20 месяцев.
И наоборот, торговые связи между Россией и Китаем лишь расширяются: китайские компании продают России ряд технологий, которые ей стало трудно получать из других стран из-за санкций США, включая полупроводники и промышленное оборудование. Китай тем временем импортирует огромные объемы российских нефти и газа, и эти закупки пополняют казну Москвы.
На этой неделе Путин прибыл в Пекин, чтобы поддержать подписанную Си Цзиньпином инициативу «один пояс, один путь», которая на протяжении последнего десятилетия развивает железные дороги, порты и другую инфраструктуру для расширения экономического влияния Китая за рубежом. Официальные лица США относятся к китайской инициативе скептически — отчасти из-за высокого уровня долга, которым Пекин обложил страны-участницы.
Между тем США и Китай стремятся к осторожному сближению, и даже обсуждается потенциальный саммит Си Цзиньпина и президента Байдена в Калифорнии в следующем месяце. На этом фоне визит Путина в Пекин демонстрирует крепость российско-китайского партнерства под давлением Запада — при всех стратегических, идеологических и исторических разногласиях.
«Демократия — общий враг России и Китая», — сказал старший научный сотрудник Института политики азиатского общества Гогуан Ву.
Чрезвычайно запутанные отношения между Россией, Китаем и США — ядерными державами с размытым набором интересов — теперь осложнились еще больше войной между Израилем и ХАМАС: данный кризис угрожает охватить весь Ближний Восток.
США поддерживают Израиль, а Путин обвинил в кровопролитии американскую политику на Ближнем Востоке. Китай выразил сожаление по поводу гибели мирного населения, хотя министр иностранных дел Ван И уже раскритиковал реакцию Израиля как непропорциональную и выходящую за рамки самообороны.
Десять лет назад, когда Китай только развернул инициативу «один пояс, один путь», Си Цзиньпин рекламировал ее как выгодную для всех стран, будь то развитых или развивающихся. То обстоятельство, что Путин решил посетить саммит в этом году, тогда как многие западные лидеры остались дома, подчеркивает усугубляющийся раскол по геополитическим линиям — что в принципе характерно для международных отношений Китая.
«Китай рассчитывал воспользоваться „Поясом и путем“, чтобы осуществить реальное вторжение в Западную Европу, раздробить ЕС и создать раскол в трансатлантических отношениях по китайской политике, — сказал научный сотрудник по азиатским исследованиям в Совете по международным отношениям Дэвид Сакс. — Но его поддержка России решительно этому помешала, и теперь страны Западной Европы относятся к Китаю глубоко скептически».
Это Отчужде не может пройти незамеченным для Пекина, поскольку Китай по-прежнему отгружает огромные объемы товаров в США и Европу, а для поддержания торговых связей необходимы стабильные дипломатические отношения.
С другой стороны, риск для России кроется в том, что Китай со временем затмит ее на геополитической арене. например, проект «Один пояс, один путь» призван расширить роль Китая в традиционной сфере влияния России в Средней Азии.
Однако Путин от этих опасений лишь отмахнулся, заявив недавно журналистам, что китайская инициатива может плодотворно сосуществовать наряду с российскими программами развития.
«
У нас никаких противоречий нет, и наоборот даже есть синергия определенная», — заявил Путин.
Но даже если бы Россия захотела противостоять китайским планам, рычагов воздействия на Си у Путина теперь гораздо меньше, чем раньше. Санкции США и их союзников усугубили изоляцию российской экономики и упрочили значение Пекина для Москвы как торгового партнера.
По данным китайской таможни, за первые девять месяцев этого года товарооборот между Китаем и Россией превысил 176 миллиардов долларов — это на 30% больше, чем в прошлом году. Путин надеется, что к концу года товарооборот между странами достигнет 200 миллиардов долларов.
Некоторые аналитики называют партнерство Путина и Си Цзиньпина «браком по расчету», поскольку страны лишь борются с нажимом Запада, а не крепят партнерство на основе подлинной близости и доверия.
«
Оба заинтересованы в устойчивости режимов друг друга», — сказала старший научный сотрудник Центра военно-морского анализа в Арлингтоне, штат Виргиния, Элизабет Вишник.
Вне всяких сомнений Китай также хочет стабильных отношений с США, и Си Цзиньпин не раз об этом говорил. Это объясняет целый ряд ограничений в российско-китайском партнерстве — так, по словам официальных лиц США, Китай последовательно отказывается помогать России оружием в ее кампании на Украине. Чиновники США не раз предостерегали Китай от подобных действий.
И несмотря на нашумевшие совместные учения российских и китайских военных, аналитики отмечают, что стороны не продемонстрировали никаких новшеств в плане военной совместимости, которые бы позволили работать сообща в конфликте.
Содержание и тональность встречи Си Цзиньпина с Путиным на этой неделе будут скрупулезно анализироваться, чтобы лучше понять позицию Китая. момент особенно важен, поскольку официальные лица США и Китая готовятся к возможной встрече Си и Байдена в следующем месяце, — а также на фоне эскалации войны на Ближнем Востоке.
Со своей стороны, американские чиновники, в том числе посол Николас Бёрнс, высказались о траектории американо-китайских отношений оптимистично, несмотря на сохраняющуюся теплоту между Си Цзиньпином и Путиным.
После встречи с Си Цзиньпином на прошлой неделе в Доме народных собраний в присутствии Шумера и группы сенаторов от обеих партий посол США Бёрнс назвал дискуссии самыми глубокими за последнее время.
«
Занимая сторону Путина, Китай подрывает собственные цели стать мировым лидером, — сказал Шумер. — Привечая Путина, он наносит ущерб своему статусу в мире».
На вопрос, волнуют ли Си доводы США, Шумер ответил, что Си «похоже, прислушался».