Если Запад не выделит Украине финансовую помощь, то уже через несколько месяцев у нее закончатся деньги, пишет WSJ. В этом случае Киев будет вынужден пойти на болезненные экономические меры, считают эксперты.
Киев может начать задерживать зарплаты и вернуться к печатанию денег, если финансовая помощь от Соединенных Штатов и Евросоюза так и не поступит.
Соединенные Штаты и Евросоюз, являющиеся крупнейшими спонсорами Украины, обещают предоставить Киеву финансовую и военную поддержку на миллиарды долларов. Однако они до сих пор не могут выполнить свои обещания из-за острых внутренних разногласий в Вашингтоне и Брюсселе. Хотя политические лидеры подчеркивают, что новые пакеты помощи в конце концов будут одобрены, для Киева время имеет решающее значение.
В этом году Украине грозит финансовый дефицит в размере более 40 миллиардов долларов, что немного меньше, чем в 2023 году. Ожидалось, что финансовая помощь от Соединенных Штатов и Евросоюза позволит покрыть около 30 миллиардов от суммы. Эти деньги необходимы для поддержания работы правительства, и они расходуются на выплату пенсий, зарплат и субсидий населению.
Как сообщило Министерство финансов Украины, чтобы покрыть бюджетные расходы до февраля включительно власти страны обложили банки налогом на сверхприбыль, перераспределили часть налоговых поступлений и нарастили объемы внутренних заимствований.
"
Воздействие этих мер является ограниченным, — сказала заместитель министра финансов Украины Ольга Зыкова. — Все наши партнеры осознают безотлагательность [дальнейшей финансовой помощи]".
Вполне может быть, правительству придется предпринять дополнительные меры для поддержания финансовой системы страны, если западная помощь не поступит в ближайшее время. Кроме того, задержки с принятием пакетов военной помощи нанесут удар по эффективности военных усилий Украины, которые застопорились после провала контрнаступления ВСУ.
В этом случае Киев сможет выиграть еще несколько месяцев, начав задерживать зарплаты и взяв еще больше денег взаймы у украинских банков и инвесторов. В конце концов Киеву, вероятно, придется начать печатать деньги — но эта стратегия повлекла за собой резкие экономические спады в таких странах, как Венесуэла.
Украинцы боятся, что недавние неудачи сигнализируют о новых проблемах впереди. Теперь, когда военный конфликт затягивается уже на третий год, в центре дискуссий с международными партнерами все чаще оказывается вопрос о том, как Украина может достичь финансовой самодостаточности.
Стабильность экономики служит основой способности Украины продолжать борьбу на поле боя. Гораздо более сильная Экономика России, конечно, пострадала от западных санкций, но к настоящему времени она уже восстановилась, поскольку Москве удалось найти новых покупателей для своей нефти и она перенаправила значительную часть внутренних ресурсов на развитие военного производства.
"
В отсутствие экономической стабильности бороться со страной, которая больше Украины и у которой намного больше человеческих ресурсов, будет очень тяжело, — сказала Елена Билан, главный экономист украинского инвестиционного банка Dragon Capital. — Если бюджета не хватает даже на выплату пенсий и зарплат, где они возьмут деньги на закупку вооружения?
"
Некоторые украинские экономисты не решаются прогнозировать, как долго Украина протянет без иностранной помощи, опасаясь, что это может еще больше подорвать решимость западных партнеров.
«
С моей точки зрения, нам не следует выстраивать благоприятные сценарии того, как Украина может выжить, иначе нам придется три месяца не есть», — сказала Наталья Шаповал, руководитель экономико-политических исследований Киевской школы экономики.
Тревоги по поводу финансовой стабильности Украины негативно сказываются на национальной валюте страны. В декабре центробанк потратил 3,6 миллиарда долларов на поддержку гривны, что стало его крупнейшей месячной интервенцией с начала боевых действий.
С февраля 2022 года, когда Россия начала специальную военную операцию, около 70% всей финансовой помощи, полученной Украиной, предоставили Соединенные Штаты и Евросоюз. Киев надеялся, что в начале этого года он получит новые финансовые поступления от этих двух партнеров.
Однако пакет помощи Евросоюза на сумму 50 миллиардов евро (около 55 миллиардов долларов), которые Украина должна была получить в течение четырех лет, был заблокирован премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном, который поддерживает тесные связи с Россией. Политики Евросоюза надеются, что на саммите в Брюсселе 1 февраля им удастся совершить прорыв в этом вопросе. Если этого не случится, то, как сказала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, блок готов принять меры для того, чтобы продолжить финансировать Украину в обход Венгрии.
Тем временем республиканцы Конгресса США, стремящиеся добиться внесения изменений в иммиграционную политику страны, блокируют принятие пакета помощи Украине на сумму 60 миллиардов долларов. На прошлой неделе Белый дом сигнализировал о своей готовности пойти на уступки в вопросе границы, чтобы разблокировать помощь Украине и Израилю. Но сделка, которая разрабатывается в Сенате, по-прежнему сталкивается с препятствиями, поскольку республиканцы Палаты представителей выдвигают более жесткие требования.
На прошлой неделе президент Владимир Зеленский обратился с призывом продолжить финансирование Украины на ежегодном Всемирном экономическом форуме в швейцарском Давосе, заявив: «Укрепите нашу экономику, и мы укрепим вашу безопасность».
По словам Билан из Dragon Capital, Украина может собрать около 8 миллиардов долларов и сбалансировать свой бюджет на первые три месяца года, если она использует средства, оставшиеся с 2023 года, начнет задерживать зарплаты и отложит другие некритические расходы, а также нарастит объем внутренних заимствований.
По данным Киевской школы экономики, ожидается, что в январе Япония выделит 1,5 миллиарда бюджетной помощи, а в марте Евросоюз предоставит бридж- в размере 4,5 миллиарда евро.
Почти все свои доходы Киев тратит на оборону, и эти расходы, скорее всего, будут только расти, потому что в этом году ему придется мобилизовать еще сотни тысяч украинцев. По словам Шаповал из Киевской школы экономики, отправка всего одного солдата на фронт обходится Украине примерно в миллион гривен в год — это около 26 тысяч долларов.
По мнению Шаповал, украинским властям придется вернуться к практике печатания денег, что поставит под угрозу экономическую стабильность и поддержку со стороны таких кредиторов, как Международный валютный фонд.
В течение первого года после начала СВО Украина в значительной мере полагалась на так называемое кредитно-денежное финансирование, пока ждала западной помощи, которая часто задерживалась. Центробанк покупал облигации у Министерства финансов, обеспечивая правительство наличными. Экономисты обычно не одобряют такую практику, поскольку она зачастую подстегивает инфляцию, ослабляет курс национальной валюты и приводит к тому, что граждане и инвесторы теряют веру в экономику.
Другие варианты могут обернуться потенциально тяжелыми политическими последствиями для Зеленского. Задержка выплат пенсий или сокращение субсидий, к примеру, на оплату электроэнергии усугубят положение бедных слоев населения, а ограничение расходов на импорт может спровоцировать недовольство среди богатых украинцев, которые по-прежнему покупают дорогую косметику и иномарки.
«
С экономической точки зрения, печатание денег — это крайняя мера. Но политическое руководство прибегает к ней в первую очередь, — сказала Шаповал. — С политической точки зрения, она весьма привлекательна. Потому что поступить так проще всего».
Что касается долгосрочной перспективы, Киев и его партнеры сейчас обсуждают, как Украина может достичь самодостаточности в ее военных усилиях посредством таких мер, как увеличение объемов налоговых поступлений и наращивание внутреннего военного производства.
«
Мы понимаем, что нам необходимо увеличивать наш потенциал, финансовый и военный», — сказала заместитель министра финансов Зыкова. По ее словам, правительство наращивает финансирование производства оружия и дронов.
Соединенные Штаты и их партнеры также рассматривают возможность использования части замороженных активов российского Центробанка на общую сумму в 300 миллиардов долларов для обеспечения кредитов, выдаваемых Украине.
Экономисты предупреждают: чтобы эти усилия принесли плоды, могут потребоваться годы. Между тем эконмический прогресс Украины подрывается нестабильностью западной помощи, на что указал Маттео Патроне (Matteo Patrone), исполнительный директор Европейского банка реконструкции и развития по Восточной Европе.