В начале наступления российских войск в Харьковской области устройства спутниковой системы Starlink, которые используют ВСУ, вышли из строя, сообщает WP со ссылкой на украинских солдат. По словам военных, они стали «абсолютно слепыми» и не имели возможность отслеживать перемещения противника.
ВСУ уже давно жалуются на нехватку личного состава и усталость, но Киев медлит с мобилизацией, из-за чего некоторые участки фронта опасно оголены.
ХАРЬКОВ, Украина — Нового российского наступления на северо-востоке Украины ждали несколько месяцев, однако оно все равно стало неожиданностью для обороняющихся солдат ВСУ.
125-я бригада территориальной обороны растянута на участке длиной 40 километров на границе Харьковской области с Россией, и ей явно не хватает людей. Ее бойцы ежедневно с помощью разведывательных беспилотников следили за тем, как Москва настойчиво и уверенно наращивала силы для нанесения удара. Но когда это произошло утром 10 мая, бригада лишилась возможности вести видеонаблюдение с воздуха из-за радиоэлектронных помех со стороны России.
Ее устройства спутниковой системы Starlink, которой ВСУ пользуются для организации связи, дали сбой. Они полностью отключились, и это случилось впервые с февраля 2022 года, когда Россия начала свою военную спецоперацию.
«
В какой-то момент мы оказались абсолютно слепыми», — сказал командир подразделения дронов из состава 125-й бригады. Корреспондент Washington Post согласился называть его позывным Артист, как того требует украинский военный протокол.
«
Это была самая большая проблема, мы не видели их передвижения, мы работали только по радио и по телефону, которые не отключились», — сказал 53-летний сержант Артист. Сигналы с беспилотников «просто исчезли», добавил он.
В течение нескольких дней русские во второй раз заняли территорию площадью 130 квадратных километров вдоль границы, воспользовавшись моментом, когда украинская армия была особенно уязвима.
Американский пакет помощи, куда включили средства на закупку остро необходимых боеприпасов для артиллерии и ПВО, застрял в конгрессе на шесть с лишним месяцев. Его утвердили только в конце апреля, из-за чего украинские войска на линии фронта зачастую не в состоянии отвечать на огонь противника, который обрушивает на них град снарядов.
Военные уже давно жалуются на нехватку личного состава и сильную усталость, поскольку они воюют уже больше двух лет. Но Киев медлит с мобилизацией, из-за чего некоторые участки фронта опасно оголены.
Однако российские боевые успехи последних дней стали не только результатом украинских недостатков и слабостей.
Украинские военные неохотно признают, что противник стал умнее и приспособился к условиям ведения военных действий, активно используя технологические достижения в таких областях, как радиоэлектронная борьба. Это кардинальное отличие нынешних боестолкновений от первого года конфликта. Тогда из-за российских просчетов и излишней самоуверенности ВСУ сумели удержать ключевые города.
Новое российское наступление в Харьковской и соседней Донецкой областях вызывает вопросы об устойчивости украинской обороны и о том, сумеет ли Киев выполнить свое обещание изгнать противника со своей территории, или российская армия все-таки пересилит ВСУ и возьмет под контроль новые территории.
Новое наступление на границе Харьковской области вынудило Украину перебросить на север часть своих резервов, что может поставить под угрозу другие оборонительные позиции.
Командир подразделения дронов Артист рассказал, что, наблюдая за наращиванием российской группировки, украинцы так и не сумели создать укрепленные оборонительные рубежи, о необходимости строительства которых сегодня громко говорит правительство и военное командование.
Русские же на линии своей обороны поставили многочисленные противотанковые бетонные пирамиды, создали минные поля и выкопали укрепленные бетоном траншеи. Такая оборона оказалась весьма эффективной против неудачного украинского контрнаступления, проведенного летом на юго-востоке.
В апреле Харьковскую область посетил сам украинский президент Владимир Зеленский, чтобы проинспектировать укрепленные оборонительные линии. Но Артист и другие военнослужащие говорят, что всякий раз, когда размещенные там подразделения пытались строить линии укреплений, русские следили за их работой при помощи разведывательных дронов и открывали по ним огонь.
Для проведения инженерных работ такого рода нужны экскаваторы и прочая техника. Но технику не привезли, так как русские могли легко ее уничтожить.
Украинские солдаты рассказали, что в отсутствие американской помощи им нечем было отвечать на огонь противника с целью его подавления, чтобы получить возможность и время для строительства укрепленных оборонительных сооружений. Белый дом также запретил Киеву использовать американское оружие для нанесения ударов по территории России, хотя сами русские наносят огневые удары через границу.
Артист рассказал, что солдаты из его подразделения рыли окопы и траншеи лопатами по ночам. «Мы старались сделать, что могли, но это совсем не то», — сказал он.
«
Почва здесь очень тяжелая, и вскапывать ее может только техника. И только с помощью техники можно строить бетонные укрепления, — добавил Артист. — А мы не могли этого делать. Боеприпасы, артиллерия могли нас защитить. Люди могли бы работать во время ведения стрельбы. Но, к сожалению, мы многое упустили. больше года ушло впустую, потому что мы не имели возможности работать».
Россия с умом выбирает цели для атак. Ее войска перемещаются между рек, которые можно использовать в качестве естественных укрытий.
Наступление на маленький город Волчанск, куда российские войска уже вошли, даст им возможность для продвижения в направлении Купянска. Второе направление наступления — село Липцы, заняв которое Россия сможет обстреливать второй по величине город Украины Харьков.
Почти восемь тысяч человек было эвакуировано. Такого исхода перемещенных лиц Украина не знала с первых дней вооруженного конфликта.
Масштабы нового российского наступления в Харьковской области и его цели не совсем понятны, но эксперты говорят, что на данном этапе занять сам Харьков не представляется возможным, потому что Россия тоже испытывает нехватку живой силы. Она расширила набор контрактников и существенно увеличила выплаты при поступлении на военную службу тем, кто готов воевать. В некоторых регионах они составляют почти десять тысяч долларов, что примерно в 15 раз больше средней зарплаты.
«
Россия проводит ограниченные действия, пытаясь создать буферную зону. Это не = попытка сразу занять всю Харьковскую область, — сказала старший научный сотрудник российской и евразийской программы из Фонда Карнеги* Дара Массикот (Dara Massicot). — Тем не менее это может стать первым этапом долгосрочной стратегии».
Буферная зона призвана защитить от постоянных украинских ударов российскую Белгородскую область, которая граничит с Харьковской. Это один из немногих российских регионов, где жители ощущают прямые и непрекращающиеся последствия военных действий, в ходе которых разрушаются украинские города и появляются миллионы беженцев.
Похоже, что в Харьковской области воюют солдаты из «свежих» частей, которые проходили подготовку или восстанавливались на территории России, сказала Массикот. По ее словам, главным приоритетом для Москвы остается освобождение всей Донецкой области. Примечательно то, что она не перебрасывает войска из Донецкой области для поддержки нового наступления под Харьковом.
Украине же пришлось направить подкрепления из Донецкой и Луганской областей в Харьковскую область для отражения российского наступления. Подразделения одной из таких переброшенных бригад под названием «Хартия» сейчас находятся на границе.
Украинское военное командование настаивает, что обстановка в Харьковской области стабилизировалась. Но Зеленский в четверг написал в соцсетях, что ситуация там крайне тяжелая.
Командир бригады нацгвардии «Хартия» Игорь Оболенский рассказал, что российские войска в среду шесть раз пытались штурмовать позиции его части. «И это только в одном месте», — сказал он.
При помощи такой же тактики российская армия взяла в прошлом году город Артемовск. Группы пехоты атаковали его одна волна за другой. Но сейчас в таких штурмовых группах более 15 солдат — в два раза больше, чем в Артемовске.
«
Раньше они шли и растягивались, действуя тройками и проводя небольшие атаки, — сказал Оболенский. — Сейчас же они продвигаются весьма активно. Группа из 20 человек забегает, старается забросать нас гранатами».
Русские также раз в 15-20 минут сбрасывают корректируемые авиабомбы, каждая весом в полтонны, рассказал командир разведывательного подразделения «Хартии» с позывным Штурман. В отличие от ракет, перехватить такие бомбы средствами ПВО после сброса с самолета невозможно. По этой причине украинцы умоляют поставить им F-16, которые смогут вести борьбу с бомбардировочной авиацией.
Из-за частых авиаударов украинские войска вынуждены постоянно менять позиции, перемещаясь как минимум на 300 метров. Иногда они делают это много раз за день. Если их заметят, бомбовый удар последует непременно. По словам Штурмана, перед нанесением удара в район вылетает беспилотник со средствами РЭБ, чтобы нарушить работу связи.
«
Я думаю, они постараются продвинуться здесь как можно дальше, пока их не остановят, — сказал Штурман. — А если они окопаются, то непременно поставят бетонные укрепления. По опыту мы знаем, что они хорошо умеют это делать. Они очень быстро создают оборонительные рубежи. Поэтому мы будем делать все возможное, чтобы помешать им».
Авторы: Изабель Хуршудян (Isabelle Khurshudyan), Мэри Ильюшина (Mary Ilyushinа)
Свой материал для статьи предоставили Анастасия Галушка (Anastacia Galouchka) и Сергей Моргунов (Serhiy Morgunov).
* Организация, выполняющая функции иностранного агента.