Дмитрий Добров
Согласно немецкому еженедельнику DerSpiegel, амбициозные планы по «электрификации» автопарка Германии не будут выполнены в срок. Первоначально правительство ФРГ планировало довести число электромобилей на дорогах страны до 15 миллионов к 2030 году, однако на сегодняшний день в эксплуатации находятся всего лишь 1,4 миллиона электрокаров.
Автодилеры сообщают, что Интерес потенциальных покупателей к электромобилям по-прежнему невелик. По данным министерства транспорта ФРГ, в июле 2024 года было продано чуть больше 30 тысяч единиц, что на 36,8% меньше, чем годом ранее. Доля электромобилей в Германии не превышает 13% от всех автомобильных продаж. Все это, по мнению специалистов, подтверждает устоявшийся тренд: вот уже много месяцев в Германии наблюдается устойчивое падение спроса на электрокары.
Представитель консалтинговой фирмы EYКонстантин Галл заявил, что в данное время продажи электрокаров стагнируют, склады переполнены. Он связывает это с глубоко укоренившимися предрассудками в отношении электромобилей. Среди очевидных недостатков – высокая стоимость, недостаточная длина пробега, длительное время зарядки, нехватка зарядных станций и резкое падение стоимости подержанных электромобилей. Ситуацию не смогло улучшить даже появление новых моделей с улучшенными характеристиками пробега и зарядки.
Аналитики отмечают, что в Германии плохо обстоят дела с продажей не только электромобилей. Так, в июле этого года продажи всех видов автомобилей были на 28% ниже уровня «доковидного» 2019 года. По данным мюнхенского экономического института IFO, деловой климат в автомобильной промышленности постоянно ухудшается, прогнозы на ближайшие три месяца – негативные. Снижены также прогнозы по экспорту автомобилей.
Эксперты считают, что немецкий автопром все глубже погружается в кризис. Согласно швейцарской NeueZürcher Zeitung, ситуация складывается драматическая, отрасль находится в состоянии глубокой трансформации, вызванной переходом на электродвигатели. Поставщики комплектующих резко сокращают мощности и увольняют персонал. совсем недавно отраслевой гигант ZF Friedrichshafen сообщил о предстоящих увольнениях четырнадцати тысяч человек на своих заводах в Германии. Аналогичные процессы происходят в других крупнейших предприятиях отрасли – Bosch, Mahle, Schaeffler и т.д. Они все с большим трудом перестраивают Производство с учетом перехода автомобильной индустрии с двигателей внутреннего сгорания (ДВС) на электромоторы.
Согласно опросу, проведенному консалтинговым агентством Horvath, 59% менеджеров в автомобильной отрасли ожидают в ближайшие пять лет резкое сокращение числа сотрудников в Германии. Если в 2018 году в производстве комплектующих было занято 311 тысяч человек, то в этом году их число сократилось до 273 тысяч, а до конца десятилетия упадет до двухсот тысяч. Специалисты объясняют эту тенденцию тем, что в условиях традиционной технологии двигатель внутреннего сгорания, коробка передач, выхлопная система и очистка выхлопных газов являлись главными элементами производства. В электромобилях все они становятся ненужными, поэтому Производство требует намного меньшего количества рабочей силы.
Крупнейшие поставщики комплектующих – Bosch, ZF и Continental – вложили громадные средства в производство новой техники для электромобилей. Но эти Инвестиции до сих пор не окупились. Представители немецкого Объединения автомобильной промышленности VDA отмечают, что слабый рыночный Спрос на электромобили и гибриды негативно отражается на положении комплектующих фирм, которые слишком поспешно сделали ставку на новый вид транспорта. Особенную тревогу в немецком автопроме вызывает директива Евросоюза, которая запрещает Производство автомобилей с выбросом СО2 начиная с 2035 года. Это означает окончательный запрет на ДВС. Кроме того, эксперты считают, что в Германии нынешним коалиционным правительством было принято поспешное и ошибочное решение об отмене специального бонуса на покупку электромобиля.
Низкие продажи электромобилей ударили по крупнейшим производителям и за пределами Германии, пишет специализированный портал EFahrer. Американские концерны Ford, Stellantis и Tesla несут серьезные финансовые убытки. Можно ли в этой связи говорить о технологическом тупике или кризис все-таки преодолим?
Многие аналитики и ученые утверждают, что это еще не конец истории, технологический прогресс все расставит на свои места. Тем, кто не готов приобрести электромобиль сегодня, следует немного подождать. Уже созданы и со временем будут внедрены аккумуляторы с пробегом свыше тысячи километров. В Европе и других регионах мира скоро увидят свет электромобили стоимостью ниже 20 тысяч евро. Кроме того, будет создана развитая сеть зарядных станций. Даже в Германии в 2023 году число таких станций превысило отметку в 100 тысяч. Это должно способствовать более широкому внедрению электротранспорта и поможет устранить психологический барьер, сдерживающий потенциальных покупателей.
В исторической перспективе, считают специалисты, переходу на электромоторы нет альтернативы. Тем не менее в настоящее время процесс приспособления к новой технологии является мучительным, отмечает Джейк Фишер, директор по тестированию американского портала Consumer Reports. Специалистам приходится выявлять и исправлять многочисленные дефекты, связанные с новой технологией. Наиболее часто встречаются проблемы с аккумулятором и зарядными устройствами, а также с корпусом электромобилей, где внутренние панели плохо подогнаны друг к другу. Отмечаются также проблемы с тормозами и другими «уязвимыми местами».
Одним из главных недостатков электромобилей является их цена. Так, 50-60 тысяч долларов стоит KIAс электромотором. При этом выбор электромобилей достаточно ограничен, преобладают дорогие внедорожники. И, наконец, в США не хватает зарядных станций, на сегодняшний день их число не превышает 40 тысяч единиц. Предполагается увеличить число станций до 182 тысяч к 2030 году. Ведущие производители электрокаров – BMW, Honda, GM, Hyundai, Kia, Mercedes-Benz и Stellantis создали СП, которое планирует инсталлировать около 30 тысяч зарядных станций в США и Канаде. По мнению главного исполнительного директора компании Stellantis Карлоса Тавареса, зарядных станций должно быть очень много, они должны бросаться в глаза повсюду. Пока что до этого весьма далеко, водители вынуждены долго искать возможность зарядки.
Американские специализированные издания (Let’s Clear the Air, Consumer Reports, Quora) пишут, что в данное время электромобили значительно уступают традиционным авто с ДВС по надежности (создают на 80% больше технических проблем). Гибридные автомобили с подключаемым модулем создают на 150% больше проблем. Вместе с тем первое место по надежности занимают обычные гибриды – у них показатели на 25% лучше, чем у традиционных авто с ДВС.
Специалисты приходят к выводу, что производители электрокаров все еще переживают «болезнь роста», но со временем надежность этого вида транспорта должна возрасти. Однако до тех пор, пока основные проблемы не будут решены, потенциальные покупатели намерены «взять паузу». Несмотря на отмеченные проблемы, продажи электромобилей в США растут, просто происходит это ниже ожиданий. Так, согласно агентству Bloomberg, в 2023 году в США было продано 1,46 миллиона электромобилей и подключаемых гибридов (plug-in hybrids), хотя планировалась продажа 1,7 миллиона единиц.