Нам говорили много разных слов, с тех пор как глобальный экономический кризис стал очевидностью в 2007 г. В марте того года председателем Федеральной Резервной системы Беном Бернанке было сказано следующее: “Воздействие проблем на субстандартных рынках на более широкую экономику и финансовые рынки, кажется, было ограниченным”. Ясно, что оценка г-на Бернанке была неправильной, и проблемы рынка недвижимости были только частью более широкой, системной проблемы.
Фундаментальные проблемы нашей экономики стали господствующими новостями в последнем квартале 2008 года, когда фондовые рынки во всём мире находились в свободном падении, и большинство главных финансовых учреждений было на грани банкротства. В ответ наше правительство, при полном одобрении и поддержке Конгресса, сделало беспрецедентные шаги, чтобы спасти систему, вводя сначала миллиарды, а затем триллионы долларов для того, чтобы дотировать компании, стабилизировать цены и стимулировать экономику.
Министр финансов Генри Полсон впоследствии написал книгу о кризисе, очень точно названную «On the Brink» («На краю»). Но как близко к краю мы были? Если верить конгрессмену Брэду Шерману — мы были близки. Так близки, что конгрессменам фактически сказали (согласно Шерману), что если бы дотирование не было разрешено Конгрессом, крах был бы настолько серьёзен, что пришлось бы, вероятно, вводить военное положение, попросту говоря — танки на улицах.
Следующее короткое видео — Брэд Шерман, обсуждающий в Конгрессе экономическую ситуацию:
Должны ли мы теперь полагать, что меры, предпринятые Конгрессом, президентом, министерством финансов и Федеральной Резервной системой, решили основные проблемы, стоящие перед нашей страной?
Для тех 17 % людей, которые думают, что экономика находится в стадии восстановлении, и других 33 % людей, кто полагает, что это скоро произойдёт, мы хотим указать на слова нынешнего министра финансов Тимоти Гейтнера, который в письме Конгрессу от 6 января 2011 года, обрисовывая в общих чертах серьёзность ситуации, пишет:
«Я пишу в ответ на Ваш запрос об оценке Министерством финансов того, когда установленный законом долговой предел будет достигнут, и о последствиях дефолта для Соединённых Штатов.
Никогда ещё в нашей истории Конгресс не отказывался увеличить лимит заимствований, когда это было необходимо. Отказ увеличить лимит вызвал бы дефолт Соединённых Штатов. Дефолт, в свою очередь, означал бы существенный и долговременный налог на всех граждан США и все американские бизнесы, и привёл бы к потере миллионов рабочих мест. Даже кратковременный или ограниченный дефолт привёл бы к катастрофическим экономическим последствиям на десятилетия вперёд. Отказ в увеличении лимита заимствований был бы абсолютно безответственным действием. По этим причинам, я запросил Конгресс об увеличении лимита в начале этого года, задолго до того, как угроза дефолта стала неотвратимой.
......
Министерство финансов предпочло бы не обращаться снова к любой из этих экстраординарных мер [приостановка выпуска государственных долговых обязательств и средств государственного капиталовложения]. Если мы будем вынуждены сделать это снова, то эти меры могли бы только отодвинуть на несколько недель дату достижения потолка лимита. Как только эти шаги будут сделаны, тогда не останется никаких юридических и разумных мер, чтобы создать дополнительное пространство под лимитом заимствований и Соединённые Штаты должны будут объявить дефолт по своим обязательствам.
(Полный текст Обращения Гейтнера к Конгрессу можно прочитать тут)
Министр финансов Соединённых Штатов Америки сказал, что если мы не получим ещё один триллион или около того к марту этого года, тогда страна объявит дефолт по своим долговым обязательствам. Эти слова — чрезвычайно серьёзная вещь, и нужно понимать, что они означают.
Мы в буквальном смысле слова находимся на грани экономической катастрофы.
Самое страшное, что, согласно г-ну Гейтнеру и многим сторонникам подъёма нашего долгового потолка, это заимствование всё бОльших и бОльших сумм является единственным возможным решением.
В недавнем комментарии мы приводили противоположную точку зрения, высказанную Карлом Деннингером из «Market Ticker». Он сказал, что подъём долгового потолка, по существу, приведёт к тем же самым последствиям, что и отказ от подъёма:
Давайте я поясню: если вы поднимаете долговой потолок и, делая так, позволите такого сорта дефициту существовать ещё в течение года, максимум — двух, вы просто вставите ствол дробовика в рот нации и нажмёте спусковой крючок.
Выстрел, и экономическая и политическая система страны разбрызгана по стене.
Это «Ловушка 22», и выхода из неё нет.
Дефолт или дальнейшее раздувание долга являются единственными жизнеспособными решениями. Оба они приведут к одному и тому же финалу — полный и окончательный крах того образа жизни который вели американцы.
Так же, как Генри Полсон, президент Буш и др. предупреждали относительно экономического краха и депрессии в 2008 г., г-н Гейтнер предупреждает относительно того же самого сегодня. Все потраченные триллионы, все принятые законы, все манипуляции на глобальных рынках не помогли решить те фундаментальные системные проблемы, с которыми мы столкнулись до начала кризиса.
Это, в буквальном смысле слова, будет конец мира, того мира, каким мы его знали, потому что это уже невозможно предотвратить.
Сейчас время для каждого человека, чтобы предпринять шаги, чтобы подготовиться к государственному дефолту и полному обесцениванию доллара США. Скоро мы или не сможем выполнить наши долговые обязательства, или кредиторы, наконец, положат предел нашему бесконтрольному заимствованию. И когда они это сделают, очень высока вероятность того, что мы испытаем гиперинфляционный денежно-кредитный крах, который приведёт к полному разрушению торговых потоков, нехватке продовольствия и неконтролируемым ценам. Единственным спасением будет понять то, что будет являться деньгами, когда наступит системный крах, и начать готовиться теперь. Правительство готовится, вам следует делать то же самое.