- дыхание и ветра Европы
- Что в имени тебе моём?
Самобытность и свобода Одессы под угрозой, пишет The Economist. Но издание признает: опасность исходит не от российских ракет, а от украинских чиновников, запрещающих русскую культуру. Для одесситов защита памятников Пушкину и Бабелю стала вопросом самого существования.
События в Одессе определят, какой станет Украина.
На вершине одесской Потемкинской лестницы, самой знаменитой в истории кинематографа, на карнизе Приморского бульвара стоит статуя герцога де Ришелье. Этого французского дворянина, ставшего офицером русской армии, в 1803 году назначили местным губернатором и мэром молодого и тогда не вызывавшего восторга городка. Реформаторское рвение, введение беспошлинной торговли и религиозная толерантность помогли ему превратить Одессу в столицу Просвещения. Два столетия спустя его бронзовая фигура в тоге сурово глядит на Черное море.
В марте 2022 года жители Одессы с тревогой смотрели в ту же сторону, выискивая на горизонте признаки морской атаки, которая могла бы открыть новый фронт спецоперации Владимира Путина. Покрытые акациями высоты Приморского бульвара могли превратиться в огневые точки для украинской артиллерии. И Ника Викнянский, энергичный мужчина с вьющимися волосами и выразительными серыми глазами, стал опасаться за сохранность памятника.
В обязанности Викнянского не входило беспокойство о таких вещах. Он занимается продажей мебели. Но той весной защищать город было обязанностью каждого, и ради этого люди отбросили все разногласия. Викнянский координировал волонтеров, которые приносили помощь на местный хипстерский фудкорт, и доставлял армии переносные печи. Но, как он вспоминает, “я вдруг подумал, а что если в нашего герцога попадет снаряд? Как мы все будем жить?” Вскоре он нанял добровольцев, и те обложили памятник мешками с песком.
Дальше по Приморскому бульвару находится еще один памятник — Александру Пушкину. Монументы поэта — обычное дело в странах, которые входили в состав СССР. Они являют собой символ культурного превосходства России. Однако с Одессой он связан более тесно. Будучи здесь в ссылке, он начал писать свой шедевр “Евгений Онегин”. Его памятник — как и памятник герцогу в 1828 году (в благодарность за возрождение города) — возводился на деньги местных жителей в благодарность за прославление Одессы в стихах как европейского, свободного и космополитичного города. нужно ли защищать от снарядов и Пушкина?
Викнянский считал, что нет. Если путинская Россия рада восхвалять поэта как символ своего национализма, то и защищать его должна она. “Я просто подумал, что Путин не рискнет ударить по Пушкину. В противном случае было бы весьма иронично”. Пушкин бы иронию точно оценил.
Владимир Путин атаковал Одессу, хотя и утверждал, что это исторически русский город. Викнянский тут же обратился к истории и с целью защиты города ходатайствовал о его внесении в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он обивал пороги чиновников, которые говорили, что это невозможно, использовал дружеские связи и действовал в обход бюрократии. И вот в начале 2023 года ЮНЕСКО в экстренном порядке объявило исторический центр Одессы местом уникальной ценности, “многоголосым городом”. Его строили итальянские архитекторы, им управляли французские и испанские подданные Российской империи, а проживают представители около 130 национальностей. “Это должно было защитить Одессу от российских ракет. Но я никогда не думал, что придется защищать ее от наших собственных вандалов”, — говорит Викнянский.
Сегодня, несмотря на то, что город регулярно подвергается ударам российских беспилотников и ракет, под более серьезной угрозой находятся его самобытность, многоголосие и свобода. Эта опасность исходит от украинских чиновников и небольшой, но агрессивной и шумной группы активистов, которые ухватились за слабо сформулированный законхарактер города.
Владимир Зеленский подписал законгода, что совпало с киевским контрнаступлением. Большинство украинских городов и регионов подчинились без проблем. Подобно памятникам Ленину несколькими годами ранее, памятники Пушкину стали демонтировать по всей стране от Ужгорода до Харькова. Большинство из них действительно были частью империалистической политики Сталина. Их распространение началось в 1937 году, в столетнюю годовщину смерти Пушкина и разгар репрессий. Путин призвал на свою сторону в том числе и Александра Сергеевича. Войдя в Херсон, российские войска вывесили рекламные плакаты с изображением поэта и надписью “ Россия здесь навсегда”.