- Вильнюсские «гарантии» для Украины
- США не дают «гарантий безопасности». В принципе!
- Так почему же эти «гарантии» все равно важны для Украины?
Гарантии безопасности, которые якобы намеревается дать Киеву «Большая семерка», – это искаженный перевод термина security guarantees, пишет «Европейская правда». США и союзники не собирались предоставлять их Украине. Речь идет лишь об ограниченной «помощи», поэтому Киеву не стоит завышать ожидания.
Одним из ключевых достижений прошедшего саммита НАТО в Вильнюсе стала политическая декларация государств G7 об их намерении предоставить Украине так называемые «гарантии безопасности». Но здесь есть проблема. Отношение к этим «гарантиям» в обществе – диаметрально противоположное.
Есть как те, кто не верит в них в принципе, так и те, кто возлагает слишком высокие надежды. И одной из причин ошибочных ожиданий (причем, как в одном, так и в другом случае!) является название, которое продвигает Банковая – то есть словосочетание «гарантии безопасности».
Оно стало переводом английского термина security guarantees, но, как это часто бывает, перевод имеет свои нюансы по сравнению с оригиналом. Нет, Соединенные Штаты и другие государства-союзники не гарантируют безопасность Украины и не планируют этого делать. Это было бы беспрецедентно и практически невозможно. Речь идет только об определенной и, конечно же, ограниченной помощи, которую может получить Украина от союзников. Поэтому в имеющихся политических реалиях корректнее говорить о «гарантиях по безопасности», а не «гарантиях безопасности».
Эта разница может показаться незначительной, но для Вашингтона она чрезвычайно важна. А значит, и нам надо это понять, не создавая для себя ложных ожиданий.
Вильнюсские «гарантии» для Украины
Прежде всего, стоит очень коротко напомнить читателю, что за документ одобрили в Вильнюсе лидеры G7 и президент Украины.
Итак, двенадцатого июля на полях саммита НАТО состоялась церемония, которая к самому альянсу формально не имела отношения. Руководители США, Канады, Японии, Британии, Франции, Германии и Италии, а также лидеры ЕС и президент Украины совместно объявили об одобрении рамочного документа под названием «Совместная декларация о поддержке Украины».
Технически ни один из лидеров не подписывал это решение, его сознательно оформили в виде политической декларации, не имеющей юридической силы. Во-первых, это ускорило согласование документа (в частности, премьеры не должны были консультироваться со своими парламентами); во-вторых, упростило присоединение к нему. Теперь любая страна может заявить, что поддерживает Вильнюсскую декларацию – и этого будет достаточно.
Но, несмотря на такой «фривольный» порядок одобрения, содержание этого документа – достаточно серьезное. страны, присоединившиеся к нему, взяли на себя политическое обязательство подписать с Киевом "двусторонние договоренности и обязательства по безопасности ", в которых, в частности, зафиксируют юридическую обязанность помогать Украине в конфликте с Россией.
В частности, часть подписантов будет гарантировать предоставление оружия, включая дальнобойную артиллерию, самолеты и системы ПВО, а также продумает порядок после того, как нынешний конфликт завершится.
То есть речь идет о довольно серьезных обязательствах, но есть ключевое «но».
Несмотря на свою амбициозность, «Вильнюсская декларация» – это действительно лишь декларация о намерениях. О результате можно будет говорить лишь после того, как появятся обещанные двусторонние договоры о «гарантиях». И не секрет, что первым Украина ждет договор с ключевым партнером – США.
США не дают «гарантий безопасности». В принципе!
Стоит подчеркнуть, что по идее к декларации о «гарантиях» должно присоединиться большое количество государств. Еще во время саммита пять государств НАТО объявили об этом, а сейчас число дополнительных потенциальных гарантов превысило десяток.
На Банковой не скрывают желания приобщить к клубу также те государства, которые сейчас вообще не предоставляют Украине оружие, да и поддерживают «так себе». например, Андрей Ермак говорил о необходимости иметь в списке большие государства Южной Америки. Но будем откровенны сами с собой: если политически поддержка Бразилии или Аргентины действительно имеет вес (например, это может изменить баланс сил в ГА ООН), то в военном смысле их участие или неучастие в «гарантиях» – это «белый шум», который ни на что не влияет.
На самом деле для защиты Украины определяющими являются гарантии только одного государства – США.
Важными, но существенно менее весомыми будут договоренности с двумя другими государствами «ядерной тройки НАТО», Британией и Францией, которые, со своей стороны, будут формировать позицию с учетом того, будет ли «в игре» Вашингтон.
А договоренности с «ядерной тройкой» в свою очередь будут ориентиром для всех остальных членов НАТО.
Но США – это ключ. И в Киеве это прекрасно понимают.
А с ними мы уже сейчас имеем расхождение в подходах.
В то время как Украина на всех уровнях вплоть до президента говорит о «гарантиях безопасности»/security guarantees, Соединенные Штаты сознательно и упорно избегают этого названия.
Да и в Вильнюсской декларации, несмотря на все попытки, Киев не смог отстоять свою позицию. Даже в этом не обязывающем документе вы не найдете слова «гарантии». Ни в какой форме.
Различие позиций было очень заметно также на встречах в Вильнюсе. например, во время дискуссии с участием Джейка Салливана на экспертном форуме НАТО, где советник по безопасности США в ответе на вопрос о security guarantees отвечал, употребляя другой термин – security commitments, то есть «обязательства по безопасности».