В статье анализируется содержание Указа президента Барака Обамы от 16 марта 2012 г. «О готовности ресурсов национальной обороны» и выдвигается пять основных версий, побудивших Белый Дом издать подобного рода указ. 16 марта 2012 г. президент США Б.Обама издал обширный Указ №13603, озаглавленный «О готовности ресурсов национальной обороны».
Этот указ содержит 8 разделов, и его основное назначение состоит в том, чтобы адаптировать к реалиям сегодняшнего дня положения сохраняющего юридическую силу Закона о военном производстве (Defense Production Act, P.L. 81-774), принятого 8 сентября 1950 г. в связи с началом военных действий в Корее. Этот закон в самом широком смысле этого слова считается основой мобилизационного законодательства США, включающего положения по организации в США системы полномасштабной гражданской обороны на случай военного нападения на Америку с применением оружия массового поражения (ядерного, химического или бактериологического).
В начале 1950-х гг. в высших политических кругах Америки этот закон трактовался как правовая основа для введения в США (то есть в демократическом обществе и в рыночной экономике) чрезвычайного положения, наделяющего президента страны практически неограниченными полномочиями на тот случай, если ограниченная (региональная) война на Корейском полуострове постепенно трансформируется в мировую войну с применением ядерного оружия
И вот весной 2012 г. новый Указ президента Б. Обамы не только в целом ещё раз подтверждает действенность этого закона более чем 60-летней давности, но и подчеркивает его ключевые положения: «Соединенные Штаты должны иметь промышленную и техническую базу, отвечающую требованиям национальной обороны и способную вносить свой вклад в техническое превосходство военной техники в мирное время и в период чрезвычайного положения в стране. Внутренняя промышленная и техническая база является основой готовности национальной обороны. Предоставляемые этим законодательным актом полномочия должны использоваться для укрепления этой базы и для обеспечения ее способности отвечать потребностям национальной обороны США». <...>
Зачем Б. Обама издал Указ 13603? Основные версии и предположения
Поскольку Белый Дом никак не прокомментировал появление Указа (президентские указы не обсуждаются, а исполняются!), то его обнародование в год президентских выборов и в нынешней сложной международной обстановке породило немалое количество версий и предположений относительно глубинных причин, побудивших Обаму обратиться к сравнительно давно забытому законодательству, прочно ассоциируемому с ситуацией чрезвычайного военного положения.
Версия 1. Появление Указа, как и лежащего в его основе Закона о военном производстве 1950 г., лучше всяких слов свидетельствует только об одном: подготовка к новой полномасштабной войне на Ближнем и Среднем Востоке с участием США вступила в завершающую стадию. Эта война начнётся с авиаударов по ядерным объектам Ирана, с тем чтобы воспрепятствовать доступу этого государства к ядерному оружию. На протяжении 2012 г. Обама неоднократно заявлял о том, что США никогда не допустят появления у Ирана ядерного оружия. Выступая 24 января 2012 г. в Конгрессе с ежегодным обращением к стране, Обама заявил дословно следующее: «Мы надёжно защитим американскую безопасность от всех тех, кто угрожает нашим гражданам, нашим друзьям и нашим интересам. Посмотрите на Иран. Благодаря силе нашей дипломатии мировое сообщество, которое некогда было разделено в отношении ядерной программы Ирана, теперь приняло единую позицию. Иранский режим находится в полной изоляции; перед его лидерами стоит перспектива всё более ужесточающихся санкций, и до тех пор, пока они будут пренебрегать взятыми на себя обязательствами, давление на них не будет ослабевать.
Ни у кого не должно быть никаких сомнений: Америка твёрдо намерена не допустить того, чтобы Иран заполучил ядерное оружие, и для достижения этой цели я использую все средства, имеющиеся в моём распоряжении».
Не менее категоричен был Обама и во время выступления на собрании Американо-израильского комитета по общественным связям в начале марта 2012 г. Он заявил: «Хочу напомнить вам основную истину, которую вы хорошо знаете. Ни одно израильское правительство не потерпит наличие ядерного оружия в руках режима, который отрицает Холокост, угрожает стереть Израиль с географической карты и спонсирует деятельность террористических групп, стремящихся уничтожить Израиль. Вооруженный ядерным оружием Иран полностью противоречит интересам национальной безопасности Израиля. Но он также противоречит и интересам национальной безопасности США».
В конце марта Исследовательская служба Конгресса США подготовила обширный доклад о возможных последствиях израильского удара по ядерным объектам Ирана. Этот доклад можно считать свидетельством того, что планы военных действий против Ирана вступили в завершающую стадию и американские законодатели в своей деятельности должны исходить из того, что в самое ближайшее время им придётся вплотную заниматься вооруженным конфликтом между Израилем и Ираном на уровне практических политических и законодательных действий, шагов и деклараций. При этом в докладе указывается, что «дважды в своей истории Израиль наносил превентивные авиаудары с целью воспрепятствовать получению своими соседями по региону ядерного оружия, уничтожив в 1981 г. иракский ядерный реактор "Таммуз-Осирак” и в 2007 г. недостроенный сирийский ядерный реактор в местечке Аль Кибар недалеко от г. Дейр-аль-Зур».
В докладе указывается, что в качестве ответной меры Иран и симпатизирующие ему исламисты могут нанести удары не только по американским военным, дипломатическим и экономическим объектам за пределами территории США, но и непосредственно на самой американской территории, где расположены диппредставительства Израиля и еврейские культурные центры. Более того, в докладе указывается, что начиная с февраля правоохранительные органы США усилили полицейское патрулирование еврейских культурных и культовых мест в крупнейших городах США вследствие нарастающих угроз возможного физического насилия по отношению к ним.
Наконец, 18 апреля 2012 г. министр обороны США Л. Панетта в своём вызвавшем большой резонанс в США интервью телекомпании CNN заявил о том, что США ежедневно находятся в «шаге от войны» с Сирией, Ираном и Северной Кореей.
Версия 2. Эта версия может быть охарактеризована как внутриполитическая. Указ Обамы вызвал повышенную «нервозную реакцию» правоконсервативных сил США, которые расценили его как возможную попытку создать в преддверии президентских выборов 6 ноября 2012 г. такую обстановку, которая обеспечила бы уверенное переизбрание Обамы на второй срок согласно американскому политическому принципу «коней на переправе не меняют» (вплоть до возникновения ситуации, когда президентские выборы если и не будут отменены, то во всяком случае перенесены на более отдалённый срок). Обозреватель газеты «Вашингтон Таймс» и президент Института Эдмунда Берка Дж. Кунер в своей статье, опубликованной в этой газете 22 марта 2012 г., вновь воскресил страхи, что этот указ, как и Указ Клинтона 12919, является «объявлением военного положения в мирное время». Он подчеркнул, что «этот указ является прямым посягательством на личные свободы, на права на частную собственность и на власть закона». По его мнению, «исполнительная власть нагло присваивает полномочия вопреки положениям Конституции, даже не спрашивая разрешения Конгресса». И вообще, заявил консерватор-республиканец, «такой закон логичнее было бы искать где-нибудь в Венесуэле Уго Чавеса или в России Владимира Путина». По его оценке, в Белом Доме разработан сценарий, согласно которому война с Ираном в сочетании с экономической нестабильностью, которая будет вызвана резким повышением цен на энергоносители, спровоцирует осенью массовые беспорядки и хаос в США. И тогда «Обама объявит в стране чрезвычайное положение и начнёт реализацию положений своего Указа». Действие Конституции фактически будет отменено, вся полнота власти сосредоточиться в руках Белого Дома, и в США «установится национал-социализм, замаскированный под состояние военной безопасности».
Версия 3. Она может быть определена как сугубо техническая, несмотря на пафосный стиль Указа. Появление Указа вызвано необходимостью «переписать» положения действовавшего до 16 марта Указа 12919, которым и руководствовались федеральные министерства и ведомства США. В частности, если обратиться к официальной публикации министерства обороны США, посвященной популярному изложению Закона о военном производстве, появившемуся в январе 2010 г., то можно легко убедиться в том, что, согласно этой публикации, реализация положений Закона о военном производстве 1950 г. должна осуществляться в соответствии с Указом 12919, а как было указано выше, главным координирующим органом в тот период было названо федеральное Управление по чрезвычайным ситуациям. После создания в 2002 г. министерства внутренней безопасности возник конфликт интересов между министерством и его структурным подразделением: если бы указ 12919 продолжал действовать, то министр внутренней безопасности должен был бы подчиняться главе подведомственного ему Управления по чрезвычайным ситуациям. Для того чтобы устранить этот организационный казус, администрация Обамы просто переписала Указ У. Клинтона, функционально заменив в нём Управление по чрезвычайным ситуациям на министерство внутренней безопасности.
Версия 4. Эта версия может быть охарактеризована как научно-техническая. Выше уже говорилось о том, что на протяжении последних 10 лет закон о военном производстве активно использовался для установления приоритетов в поставках продукции военного назначения подрядчиками и субподрядчиками Пентагона. Есть основания полагать, что положения Указа могут быть использованы для приоритетной реализации (в обход обычных процедур финансирования научно-технических разработок военного назначения) ряда «прорывных» направлений научно-технического прогресса, сопряжённых с большими и рисковыми затратами.
В частности, одно из наиболее приоритетных направлений развития космических технологий тесно сопряжено с созданием ИКТ-технологий нового поколения, способных надёжно работать в условиях сверхмощной космической электромагнитной бури, которая может вывести из строя все виды имеющихся сегодня электронных коммуникаций. Речь может идти о сверхнадёжных ИКТ-технологиях, способных обеспечить сбор, обработку и распределение информации в тех чрезвычайно жестких (неблагоприятных) условиях, которые можно ожидать в случае наступления глобальной катастрофы, подобной по своим последствиям ядерному удару. В частности, в настоящее время в США разрабатывается комплекс оптических ИКТ-технологий космического базирования (в том числе компьютеров, средств накопления и хранения данных и каналов связи), хорошо защищённый как от перехвата информационного трафика, так и от мощных внешних электромагнитных помех.
К наиболее важным из проектов этого направления можно отнести военно-космические проекты, осуществляемые ВВС США. Так, ВВС намерены модернизировать все 34 находящихся на орбитах спутника, составляющих глобальную навигационную систему GPS. Кроме того, к этой системе будут добавлены 12 новых спутников, оснащённых высокоточными атомными часами, а их сигналы, предназначенные для военных пользователей, будут ещё более устойчивы к помехам. Для защиты спутников создаётся быстрореагирующая идентификационная система RDGS-0, способная определять источник радиопомех, подавляющих сигналы американских военных и коммерческих спутников. Кроме того, ВВС США придают особое значение Программе создания усовершенствованного сверхвысокочастотного оборудования (AdvancedExtremelyHighFrequency (AEHF) program), которая должна обеспечить коммуникациям «космос-земля» защиту от воздействия ядерного взрыва. Только такие спутники позволят сохранить работоспособную коммуникационную систему в случае достаточно сильного возмущения электромагнитного фона Земли, что обеспечит США в чрезвычайной ситуации абсолютное доминирование в глобальном информационном пространстве.
Находящийся на космической орбите и защищенный от мощного электромагнитного излучения квантовый компьютер − это реальная технологическая основа нового механизма глобального «руководства» на случай возникновения чрезвычайной ситуации в планетарных масштабах.
Здесь уместно подчеркнуть, что преобладающая масса современных платёжных средств не просто тесно связана с виртуальным пространством, а не может без него существовать! Это означает, что в чрезвычайных условиях, при неработающем Интернете, экономика многих развитых стран может зависнуть не потому, что у них нет ресурсов, а потому, что абсолютное большинство экономических участников будет не в состоянии оформить свои сделки. Такое замечание придаёт этой версии особую значимость.
Версия 5. Её можно охарактеризовать как спекулятивную. Вполне возможно, что администрация Обамы может ожидать в декабре 2012 г. планетарную геофизическую катастрофу, которая сама по себе поставит в практическую плоскость задачу управления страной по нормам чрезвычайного положения. Эта катастрофа может быть связана с временной дезинтеграцией магнитного поля Земли, когда оно временно распадётся на множество магнитных кластеров, перед тем как вновь соединиться в единое магнитное поле. Во всяком случае, в 2003 г. НАСА официально опубликовало модель подобного рода дезинтеграции.
Версия 6. Указ адресован финансовому бизнесу, которому, как показал недавний кризис, явно не хватает, так сказать, «надёжной узды регулирования» со стороны правительства, а также четких представлений об актуальных государственных интересах, в частности о направлениях выхода из тяжелого экономического кризиса. Этот Указ фактически предусматривает разработку планов перевода (в чрезвычайной ситуации) на «ручное» (не рыночное!) управление всей бюджетной и финансово-кредитной сферы США, в том числе чрезмерно автоматизированных и чрезмерно рисковых (а потому далеко не всегда адекватных реальным интересам американского общества) биржевых и инвестиционных рынков.
Можно сказать, что речь идёт о попытке президента предотвратить (в чрезвычайной ситуации) массовые изъятия и неэффективное использование финансовых ресурсов независимо от их принадлежности. Это означает, что в чрезвычайной ситуации к финансовому рулю Америки могут стать другие «капитаны», которые будут решать задачу создания в США новой финансовой инфраструктуры.
В этом контексте Указ представляется логическим инструментом осуществления намеченной американским правительством еще в 2009 г. реформы всей финансово-кредитной сферы США.
Версия 7. Этот указ адресован всем противникам американского правительства, которые могут устроить ему финансовый дефолт, отказав в дальнейшем наращивании долгов либо предъявив к оплате накопившиеся обязательства. По нашему мнению, президент Обама может рассматривать финансовый дефолт правительства США в качестве ситуации, дающей ему право на введение в действие чрезвычайного законодательства.
По материалам: ЗХЖ