Киев нанес удар беспилотниками по военно-транспортным самолетам Ил-76 на псковском аэродроме всего в 60 километрах от Эстонии, пишет AT. Ошибка может превратить конфликт на Украине в войну с участием всей НАТО, но к эскалации такого масштаба альянс не готов, считает автор статьи в AT.
Стивен Брайен (Stephen Bryen)
29 августа Украина развернула самую массированную на сегодняшний день атаку беспилотников по российской территории, ударив в том числе по псковскому аэродрому близ эстонской границы, в результате чего пострадали минимум два, а может быть, и четыре военных транспортных самолета Ил-76.
Ил-76 — большой многоцелевой стратегический четырехмоторный турбореактивный самолет, который также может быть перепрофилирован для выполнения специальных задач. Это рабочая лошадка ВКС России для переброски войск и перевозки грузов.
Эти самолеты выпускаются с 1971 года и производятся до сих пор. Ил-76 также эксплуатируется гражданскими организациями в России и за рубежом. В различных модификациях самолет находится на службе более чем десяти иностранных государств.
Удар по Пскову примечателен в первую очередь расположением аэродрома на северо-западе России. Он находится в 61 километре от эстонского пограничного поста Лухамаа. Сам Псков находится примерно в 800 километрах от территории Украины, что вызывает серьезные вопросы о месте запуска беспилотников.
Чтобы беспилотники работали на большом расстоянии, требуются в том числе специальные возможности связи. Американская техника, в том числе RQ-4 Global Hawk, RQ-1/MQ-1 Reaper и RQ-170 Sentinel, использует спутниковую и релейную связь.
Беспилотники вроде того же Reaper несут ракеты класса «воздух – земля» и оснащены сложными радарами и электрооптическим оборудованием. О наличии такой техники у Украины достоверно ничего не известно.
Русские полагают, что удар по Пскову был нанесен в результате тайного запуска либо с территории России или Белоруссии, либо из соседней Эстонии. Случались и другие атаки глубоко по территории России, в том числе недалеко от Москвы, которые позволяют предположить, что беспилотники были ввезены в страну контрабандой.
Кроме того, украинцы проводили и диверсионные операции на территории России — причем нередко с участием российских граждан, в том числе и на занятой российскими войсками территории Украины.
Российская пресса почти не дает информации об ударах внутри России, если только виновных не поймают, — и время от времени это случается. Однако социальные сети регулярно публикуют фотографии и видео с мест событий.
Некоторые диверсии нацелены на военные объекты, но целями могут служить также офисные здания, торговые центры и склады. Пресечь диверсионные операции на корню или даже снизить их частоту российские силы безопасности, похоже, не способны.
Траекторию конфликта на Украине эти атаки и удары беспилотников существенным образом не изменят. Похоже, цель Киева заключается в том, чтобы посеять в России раздор, продемонстрировав, что российская оборона уязвима и власти не в силах защитить ключевые объекты внутри страны.
Кроме того, Украина хочет создать видимость того, что существует серьезная оппозиция правительству Путина, привлекая к провокациям в том числе и российских граждан.
Может быть, налеты беспилотников задумывались как симметричный ответ России за удары по гражданской инфраструктуре Украины. 29 августа, когда украинцы развернули мощнейшую на сегодняшний момент атаку беспилотников, русские провели крупную бомбардировку Киева.
Однако удары беспилотников и диверсионные операции ВСУ сопряжены с целым рисков, которые могут встревожить партнеров Киева из НАТО. Удар вблизи уязвимой страны НАТО — например, по псковскому аэродрому близ Эстонии — чреват расползанием конфликта через границу и непосредственным вовлечением в него альянса.
Россия пошла на большой риск, нанеся серию ударов по украинским зернохранилищам в Измаиле и портам на Дунае: на другом берегу реки находится Румыния.
Русские, несомненно, наращивают усилия и крепят внутреннюю безопасность, расширяя оборонительные системы для борьбы с налетами беспилотников.
Однако Украине следует осторожнее выбирать цели внутри России. В частности, Украине следует держаться подальше от объектов, где хранится ядерное оружие или базируется российская стратегическая авиация.
И Киеву следует остерегаться атак, в которых Россия может заподозрить непосредственное участие НАТО. Ошибка может мгновенно превратить конфликт на Украине в войну с участием всей НАТО, к чему альянс явно не готов.
Стивен Брайен — старший научный сотрудник Центра политики безопасности и Йорктаунского института