Танки M1 Abrams оказались неэффективны на Украине, пишет TNI. Они разрабатывались для иных боевых условий и планомерно уничтожаются там из-за того, что украинцы не использовали их так, как изначально предполагалось. А это —результат отсутствия опыта работы с этой техникой.
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
Вот почему M1 “Абрамс” не помог ВСУ
Основной боевой танк M1 “Абрамс” — один из лучших танков за всю историю. Именно он стал одной из главных причин стремительной победы Америки над войсками Саддама Хусейна в 1991 году. В то же время, как и любая передовая система, он эффективен лишь настолько, насколько эффективен тот, кто ее использует.
В ходе конфликта украинцам было обещано несколько десятков старых “Абрамсов”. Передав танки, американцы и их партнеры по НАТО обучили украинских танкистов, как ими пользоваться.
Однако более половины поставленных танков были уничтожены менее чем через год после развертывания.
Разумеется, конфликт на Украине особенно жесток. Вполне ожидаемо, что боевые потери велики.
Однако темпы истощения оказались намного выше, чем предполагалось. На самом деле передача “Абрамсов” ВСУ была не более чем пустой тратой времени. Во многом это следствие того, что украинцы не использовали танки так, как изначально предполагалось. А это — прямой результат отсутствия опыта работы с этими платформами.
Динамика украинского конфликта
Боевые действия на Украине значительно изменились. Некогда статичный фронт стал более подвижным благодаря передовому использованию беспилотников и противотанкового оружия. Основной боевой танк “Абрамс” разрабатывался для мобильных войн, но сильно страдает от противотанковых беспилотников, ракет и мин. Танки использовались 47-й бригадой ВСУ, столкнувшейся с тяжелыми боями под Авдеевкой и в других местах, где у русских было почти полное военное превосходство над украинцами.
M1 “Абрамс” разрабатывался для боевых действий иного типа. Первоначально танки предназначались для того, чтобы дать отпор наземному вторжению Красной Армии в Западную Европу, но вскоре были перепрофилированы для ведения боевых действий в пустыне. Танк устарел и не лучшим образом подходит для боевых действий в условиях наподобие украинских.
Без всеобъемлющего прикрытия с воздуха “Абрамсы” практически бесполезны — но именно так Украина их и использует. В результате “Абрамсы” стали уязвимы для роя беспилотников, который Россия развернула против украинской бронетехники. Эти беспилотники способны поражать танки с углов, где броня слабее всего (например, сверху или сзади).
Российские противотанковые ракеты имеют тандемную конструкцию боеголовки, благодаря чему эффективно пробивают боковую броню “Абрамсов”. Было замечено, что эти системы пробивают даже активную лобовую броню.
Неумение подобающим образом адаптироваться
ВСУ попытались приспособиться к постоянно меняющейся динамике, навязанной Россией. Они снабдили бронетехнику импровизированными клетками для подрыва входящих угроз, не дожидаясь контакта с корпусом танка. Однако эти модификации утяжелили конструкцию. А это, в свою очередь, замедляет технику и увеличивает расход топлива.
Кроме того, клетки не предотвращают атак сверху вниз со стороны противотанковых беспилотников.
Украина — это своего рода прелюдия к будущей войне, которая может разразиться между великими державами. Мы воочию наблюдаем, как проверенные в боях системы вроде тех же “Абрамсов” не оказали привычного стратегического воздействия, которого от них всегда ждали. Напрашивается вывод, что передовые технологии — еще не гарантия успеха.
Передовые технологии должны дополняться подобающей тактикой, которая наилучшим образом соответствует реалиям на поле боя.
Брэндон Вейхерт — аналитик The National Interest по вопросам национальной безопасности, бывший сотрудник Конгресса и геополитический аналитик, публиковался в The Washington Times, Asia Times и The-Pipeline. Автор книг “Побеждая в космосе: как Америка была и остается сверхдержавой”, “Биохакеры: как Китай стремится контролировать саму жизнь” и “Теневая война: Иран в погоне за превосходством”.