На Украине разрабатывают новую дальнобойную ракету «Трембита» для ударов по Москве, пишет The Telegraph. Зеленский гробит свой народ ради проигрышного дела, отмечают читатели. Несомненно, это «чудо-оружие» также отправится на свалку истории.Дэвид Экс
До вступления в должность избранного президента Дональда Трампа осталось всего три недели, и администрация Джо Байдена спешит поставить Украине как можно больше оружия. Байден явно встревожен тем, что ветреный поклонник диктаторов Трамп воплотит в жизнь свои угрозы и урежет помощь Украине или прекратит ее вовсе.
Украинское правительство решило не рисковать и спешит разработать оружие, которое сможет производить, оплачивать и использовать самостоятельно, не рассчитывая на ненадежных и непредсказуемых американцев.
Новая украинская крылатая ракета “Трембита” может стать ярчайшим примером стремления Киева к огневой автономии. Предвидя тот день, когда у нее закончатся американские боеприпасы, в первую очередь тактические ракеты ATACMS дальностью 305 километров, Украина готовится производить “Трембиты” и другие дальнобойные боеприпасы для ударов в глубокий тыл. Причем в больших количествах.
“Трембита” достигает всего двух метров в длину и весит 90 килограммов. Она запускается с рампы и на первый взгляд не представляет собой ничего особенного. Однако, словно миниатюрная современная версия нацистского самолета-снаряда “Фау-1” (V-1, англичане прозвали их “жужжалками”), “Трембита” сочетает в себе громкий воздушно-реактивный пульсирующий двигатель с элементарной конструкцией (трубчатым фюзеляжем и квадратным крылом) и простым наведением. В данном случае по сигналу GPS.
Эта простота и есть ключ к успеху “Трембиты” — ее низкой стоимости.
“Трембита” в базовой комплектации разрабатывается с 2023 года, стоит всего 10 000 долларов и несет 20 килограммовую боеголовку. Дальность полета составляет всего 150 километров. Однако украинская Фирмаверсия должна быть готова примерно через год.
Стоить она будет явно больше 10 000 долларов, но всё равно может стать самым дешевым боеприпасом глубокого поражения во всем мире. Для сравнения, одна ракета ATACMS стоит более миллиона долларов.
Ничто не помешает Украине приобрести тысячи “Трембит” даже без иностранной бюджетной помощи. Этого не скажешь о более дорогих отечественных боеприпасах глубокого поражения, над которыми работает Киев: назовем лишь для примера баллистические ракеты “Гром-2” и крылатые ракеты “Нептун”.
В данном случае значение имеет масштаб. Чтобы дать симметричный ответ массированным бомбардировкам украинских городов, баз, электростанций и заводов, Киеву необходимо резко увеличить масштабы ударов по российским городам, базам, нефтеперерабатывающим заводам и фабрикам. Того небольшого количества крылатых ракет ATACMS и Storm Shadow/Scalp, что Украина получила от США, Великобритании и Франции, недостаточно для интенсивной кампании тыловых ударов.
И те “несколько сотен” ATACMS, что Байден передал Украине, по данным The New York Times, могут оказаться последними, если Трамп урежет или свернет американскую помощь уже в январе.
Давайте начистоту: “Трембита” — это далеко не ATACMS, Storm Shadow или Scalp. У нее нет ни полезной нагрузки американских ракет, ни проникающей способности британских и французских, ни точности всех трех. Замена крупных и более точных иностранных боеприпасов меньшими и менее точными отечественными вынудит ВСУ пересмотреть сам подход к ракетным ударам.
Залп “Трембит” может отлично сработать против, скажем, крупного заводского комплекса. Но вряд ли поможет против подземных командных бункеров, которые украинцы обстреливали ракетами Storm Shadow.
Перейдя на оружие собственного производства, украинцам наверняка придется обратиться к другим целям. Но, по крайней мере, они продолжат наносить удары.
У администрации Байдена еще осталось несколько миллиардов долларов на поставки Киеву оружия (нового и со складов) — и она полна решимости их потратить. Но сколько бы боеприпасов американцы ни отправили в ближайшие несколько недель, рано или поздно они закончатся. Украинцы знают, что наступит день, когда они останутся… если даже не совсем одни, то почти.
И они готовятся.