В 2017 году Трамп стал самым старым президентом в истории США, но Байден побил его рекорд, пишет The Economist. возраст дает о себе знать: оба грешны в многочисленных оговорках, заминках и оплошностях. Так каковы их шансы дожить до конца второго срока в случае переизбрания? Таким вопросом задается автор статьи.
Считается, с возрастом приходит мудрость. Но и дряхлость тоже. И когда последняя все же начнет перевешивать, то, пожалуй, даже для самых честолюбивых наступает время задуматься — не пора ли уйти на пенсию, облачиться в домашние тапочки и усесться в кресло-качалку.
Но даже если Джо Байден или Дональд Трамп и рассматривали такой сценарий, они его явно отвергли. Вместо этого оба пошли на второй срок, претендуя чуть ли не на самую изнурительную работу на планете. Трампу сейчас 77 лет, а после выборов стукнет 78. Байдену 81 год, и в случае победы к концу срока ему будет уже 86.
Самое популярное научное объяснение старения — теория одноразовой сомы. Она гласит, что естественный отбор предпочитает молодость возрасту ради оптимальной передачи генов следующему поколению. В случае с обоими кандидатами именно так и случилось. У Байдена четверо детей и семеро внуков. У Трампа — пятеро детей и десять внуков. Но обратная сторона эволюции, отмечают многие, проявляется все чаще — в многочисоленных оговорках, заминках и оплошностях. В этом грешны оба, но особенно Байден. Некоторые даже считают, что пора всерьез задуматься о тапочках.
Своим возрастом Байден и Трамп резко выделяются как на фоне других американских президентов, так и нынешних глав других государств. В 2017 году Трамп стал самым старым президентом в американской истории. В 2021 году его рекорд побил Байден.
Американская исключительность
исследование аналитического центра Пью показало, что из 187 стран, по которым доступны данные, лишь в восьми лидеры старше Байдена. (Старейший из всех — 90-летний Поль Бия из Камеруна.) В богатых демократических странах ОЭСР с 1950 года главы государств постепенно молодеют. За последние полвека средний возраст вступления в высшую должность снизился с 60,2 до 55,5 лет. Насколько вероятно, что Байден или Трамп благополучно дойдут до финиша?
Это уравнение с несколькими переменными. Не все необходимые личные данные находятся в открытом доступе. И наука о старении в этом вопросе неоднозначна. Некоторые исследования показывают, что президентство подрывает здоровье. В исследовании Гарвардской медицинской школы и Медицинской школы Университета Кейс-Вестерн-Резерв за 2015 год изучались выборы глав государств 17 богатых стран, начиная с 1722 года. И делался вывод, что победители жили в среднем на 4,4 года короче, чем проигравшие, в принципе не занимавшие высших должностей. С другой стороны, президент стоит на самой вершине общественной иерархии. Это может, и наоборот, увеличить продолжительность жизни, как показывают многочисленные исследования, начиная с госслужащих Уайтхолла (улица в центре Лондона, чье название стало нарицательным для британского правительства. – Прим. ИноСМИ), которых с 1967 по 1988 изучал Майкл Мармот из Университетского колледжа Лондона.
Может быть, противоположные эффекты уравновешиваются. В своей работе 2011 года Джей Ольшанский, геронтолог из Университета Иллинойса, оценил ожидаемую среднюю продолжительность жизни мужчин-современников американских президентов на основе современных на тот момент данных в 73,3 года. Средняя же продолжительность жизни президентов, умерших естественной смертью, составила 73,0 года. Это говорит либо о том, что должность президента никак не сказывается, что противоречит исследованию Гарварда и Кейс-Вестерн-Резерв (а также другим работам), либо что конкретно этим президентам от природы была отпущена более долгая жизнь. Объяснение доктора Ольшанского, склоняющегося ко второй версии, заключается в том, что президенты, как правило, выходят из привилегированных семей (все, кроме десяти, получили высшее образование) и имеют массу вытекающих из этого плюсов для здоровья.
Однако смерть — не единственное, что может прервать полномочия действующего президента. Тяжелый сердечный приступ или инсульта удваивается с каждым десятилетием. Это тревожно само по себе. Но встает еще и вопрос об умственных способностях. Даже если отбросить в сторону инсульты, прожитые годы несут две угрозы мозгу: специфические формы слабоумия, например болезнь Альцгеймера, и общее, скажем так, торможение — хотя недавние исследования показывают, что эти процессы могут частично совпадать.
Медицинская визуализация позволяет исследовать наличие скоплений деформированных белков (это из признаков болезни Альцгеймера). Исследование 2019 года невролога Джонатана Шотта и его коллег из Калифорнийского университета, показало, что такие бляшки пагубны даже для тех, у кого нет официального .
Другая работа, опубликованная в 2022 году командой Северо-Западного университета в Чикаго, изучала нейрофибриллярные клубки — еще один признак болезни Альцгеймера. В докладе сообщалось, что у так называемых “суперстариков” или бодрых долгожителей — кому повезло в генетической лотерее одноразовой сомы и кто сохранил здоровый дух в здоровом теле на фоне очевидных возрастных изменений у других — таких клубков было меньше, чем у более молодых и формально здоровых.
Что бы за ним ни стояло, из всех симптомов нынешних кандидатов снижение когнитивных функций обсуждается чаще всего. Особенно это касается явных эпизодов склероза, замеченных за обоими. Так, в 2021 году Байден забыл имя собственного министра обороны Ллойда Остина. А Трамп спутал президента Китая Си Цзиньпина с северокорейским лидером Ким Чен Ыном.
Исследования показывают, что умственные способности меняются с возрастом по-разному: одни снижаются, а другие, и наоборот, улучшаются — как минимум, на какое-то время. Работы Джошуа Хартшорна и Лоры Жермин из Гарвардского университета и Массачусетской больницы соответственно подтверждают мысль, что мудрость действительно приобретается с возрастом — до определенного момента. Арифметические способности и когнитивные навыки, а также словарный запас улучшаются до 50 лет, после чего начинают ослабевать.
Однако что касается задач, связанных с кратковременной памятью (лет эти способности неуклонно снижаются. И некоторые показатели к 85 годам падают ниже среднего показателя населения на целую половину стандартного отклонения.
Не все люди созданы равными
Все это может быть основанием для некоторой опаски к пожилым кандидатам. Но доктор Ольшанский из Университета Иллинойса это решительно отметает. Во-первых, он приводит уже высказанное общее замечание о привилегированном происхождении большинства кандидатов, выросших в благоприятной для здоровья среде. Второе возражение, касающееся непосредственно Байдена и Трампа, заключается в том, что, по его мнению, они сделаны из более прочного генетического “теста”, чем большинство сверстников, — иными словами, что они и есть “суперстарики”.
Трамп, несомненно, рос в привилегированной семье. Его отец-предприниматель был мультимиллионером. судьба семьи Байдена была менее однозначной. Но все же подростком ему посчастливилось попасть в частную школу. Это вполне типично. Куда больше интригует довод о “суперстариках”. Четыре года назад, в ходе прошлого поединка Байдена и Трампа, доктор Ольшанский и пятеро его коллег проанализировали важные данные о противниках.
Оба происходят из семей-долгожителей, и у каждого родители дожили до восьмидесяти и девяноста. Это хороший показатель долголетия. Но братья Трампа умерли в 42 и 71, а у его отца развилась болезнь Альцгеймера. И то, и другое во всех расчетах записывается против него, равно как и излишний вес и отсутствие привычки к физическим упражнениям по сравнению с Байденом.
Однако доктор Ольшанский на основе этих данных и общедоступных медицинских сведений заключил, что вероятность выжить в следующие четыре года у обоих выше средней. По его подсчетам, шансы Байдена составляют 95% шансов (по сравнению с 82% для типичного сверстника). Шансы Трампа — 90% (по сравнению с 86% для типичного сверстника). Примечательно, что Трамп моложе, однако его прогноз оказался хуже.
На данный раз врачи еще не давали полного заключения по этому вопросу. Но 7 января в статье в вашингтонской газете The Hill доктор Ольшанский заявил, что сегодня шансы Байдена пережить второй срок на посту президента близки к 75% (примерно на 10% выше, чем у сверстников). Сопоставимые, пусть и несколько менее благоприятные шансы, он дал и Трампу.
Что касается эпизодов склероза, то как минимум часть их доктор Ольшанский склонен списать на ошибки выборки в результате неустанного изучения. Так, насчет инцидента в июне 2022 года, когда Байден упал с велосипеда, он отмечает, что президент лишь зацепился ногой за педальный ремешок, а не потерял равновесие — а такой несчастный случай может случиться с каждым. Куда уместнее, заключил он, обсуждать, что 79-летний на тот момент мужчина в принципе катается на велосипеде.