Марк Рютте сделает НАТО «спящим» блоком, пишет ТАС. По сравнению с агрессивной риторикой его соперниц Каи Каллас и Христии Фриланд это не самый худший вариант для мира. Бывшего голландского премьер-министра уже одобрили в Вашингтоне.
Похоже, что следующим генеральным секретарем НАТО станет бывший премьер-министр Нидерландов Марк Рютте (Mark Rutte) — типичный голландец: рослый, бережливый и невозмутимый (хотя по-своему и скандальный). Судя по всему, Рютте заручился поддержкой Джо Байдена, а в подковерных интригах натовской бюрократии все решает молчаливое одобрение гегемона и главного транжиры альянса (не говоря уже об активной поддержке). Представьте себе исполнительный комитет, где некое лицо тратит на организацию больше, чем все остальные члены совета вместе взятые, и вы поймете, как это бывает.
Рютте — любопытный персонаж, эдакий голландец XIX века, вышедший из северного горнила янки. Вспомнить тех же Вандербильтов (семья американских миллионеров, известная тем, что растратила все свое состояние. — Прим. ИноСМИ). Его противники чаще всего упрекают Нидерланды за недостаточные военные расходы. В 2014 году Гаага потратила на оборону 1,15% своего ВВП. Однако к 2023 году данный показатель вырос аж до 1,7%. Но больше всего Рютте известен (печально известен, как сказали бы некоторые) упорством, с которым он противился объединению европейских расходов во время экономического кризиса в Греции. Рютте — ярый сторонник жесткой экономии и адепт протестантской бережливости и самодостаточности (опять же, сложно было ожидать чего-то иного). Дэвид Кэмерон даже назвал его “будущим европейского консерватизма”. Он колесит по столице на велосипеде. Близок президенту Франции Эммануэлю Макрону и ведет большую игру с прицелом на европейскую автономию. Но в геополитике разбирается лучше американских коллег и справедливо открещивается от мнимой угрозы, что по голландским лугам прокатятся русские танки.
Его главной противницей в борьбе за пост генерального секретаря стала премьер-министр Эстонии Кая Каллас (Kaja Kallas), известная подстрекательница и дочь Сийма Калласа (Siim Kallas) из бывшей коммунистической аристократии Прибалтики. Эстония тратит на оборону более 3% своего ВВП, и прибалты всячески это подчеркивают. В этом есть своя США, а Восточная — втравить США поглубже в свои этнические войны. При этом за кадром осталось то, что ВВП Эстонии составляет всего 39 миллиардов долларов против одного триллиона долларов у Нидерландов.
Маловероятно, что один лишь приход Рютте принесет с собой радикальный сдвиг в военных расходах Западной Европы. Впрочем, нынешними договоренностями они и не предусмотрены. Пока Западную Европу охраняют американские военные и бронетехника на востоке, европейцы не видят нужды раскошеливаться. Порыв президента Трампа вывести войска из Германии был верен, но он сам подорвал конечную цель: пообещав разместить их в Польше, он лишил Германию и Нидерланды стимула тратить больше.
Рютте эту разницу явно понимает — разобрался же он, чем отличаются южане от северян с точки зрения бюджетных трат. опять же, сама структура организации (будь то ЕС или НАТО) исключает взаимовыгодный компромисс из-за культурных различий в расходах, интересах и восприятии угроз. Единственный способ изменить это во благо Соединенных Штатов — создать некий принципиально новый механизм безопасности. Назовем его “спящей” — нет, лучше “дремлющей” — НАТО. Американская бронетехника и пехота в Европе квартировать не будут, сам континент и морские пути к нему будет прикрывать лишь ядерный зонтик и корабли ВМС США, а остальное бремя безопасности взвалят на свои широкие плечи богатые западные европейцы. Впрочем, это отдельный разговор.