Виктория Нуланд должна была уйти раньше, считает автор статьи для TAC. Опосредованная война с Россией с самого начала была ее детищем. Однако с уходом Нуланд ничего не изменится: американские ястребы не откажутся от своей разрушительной политики в отношении Москвы.
Хелен Эндрюс (Helen Andrews)
Мне бы хотелось, чтобы радость от ухода Виктории Нуланд с государственной службы, о котором сегодня объявил Госдепартамент, была более полной. Поймите меня правильно: в нынешнем виде это лишь приятный пустячок. Но все же как тут не порадоваться? Более трех десятилетий под началом шести президентов (кроме Дональда Трампа) Нуланд тянула американскую внешнюю политику в неоконсервативном направлении и сеяла хаос по всему миру.
Но правда в том, что уход Нуланд едва ли ознаменует собой масштабный идеологический сдвиг на государственном уровне. В конце концов, главной мотивацией ее ухода стало: “Не очень-то и хотелось”. В прошлом году Нуланд не получила повышения, когда заместителем госсекретаря Энтони Блинкена стал специалист по Китаю Курт Кэмпбелл. Друзья Нуланд побежали петь репортеру издания Puck Юлии Иоффе дифирамбы Нуланд, о том, насколько она выше Кэмпбелла как профессионал, — и в итоге появилась напичканная сплетнями статья “Распря в Госдепе”.
“Работать с Куртом она не будет”, — заверил Puck некий анонимный источник, предсказав, что вскоре после утверждения Кэмпбелла Нуланд уйдет в отставку.
Но Нуланд продолжила работать до самого конца. Месяц назад она побывала в Киеве. Спустя несколько дней президент Владимир Зеленский уволил своего главнокомандующего — предположительно либо по наущению Нуланд, либо с ее одобрения. Даже ища глазами выход, она продолжала нашу опосредованную войну с Россией, ее детище с самого начала, с революции на Майдане в 2014 году или даже того раньше.
В 1990-е годы Нуланд работала в посольстве США в Москве, а затем руководила аппаратом Строуба Тэлботта, курировавшего российское направление в администрации Клинтона. “Ястребиней” она была еще тогда. Когда Борис Ельцин начал войну в Чечне в 1994 году, чтобы предотвратить распад Российской Федерации, Нуланд оказалась в том лагере, что требовал от США покарать Россию за военные действия. “Что касается Чечни, — поведала она в интервью много лет спустя, — то многие в аппарате, и в том числе я, утверждали, что должен быть способ сделать ей больно, и это будет правильно”.
К Счастью, ее призывы наказать Россию за Чечню остались без внимания (независимая Чечня была бы сущим кошмаром!). Однако позже она добилась бóльших успехов. При Джордже Буша она работала на вице-президента Дика Чейни. Ее муж — неоконсервативный писатель и эксперт Роберт Каган, и в тех кругах эта парочка считалась заводилами.
Карьера Нуланд пошла в гору в годы Обамы при госсекретаре Хиллари Клинтон, но работать в администрации Дональда Трампа она отказалась, тем самым косвенно сделав ему рекламу. Вместо этого она всеми силами раскручивала так называемый “Рашагейт” — утку про якобы имевший место сговор с Россией. Осенью 2016 года она встретилась с Гленном Симпсоном из Fusion GPS и сыграла некоторую роль (которую позже всячески преуменьшала) в продвижении досье Стила.
Возвращение Нуланд на государственную службу при Байдене стало сигналом, что антироссийские ястребы снова в деле после четырех лет изгнания. Было бы славно, если бы ее уход возвестил о переменах. Скорее всего до этого не дойдет, однако партии войны придется продолжать свою разрушительную политику в отношении России без самого ярого и догматичного сторонника.
Хелен Эндрюс — старший редактор The American Conservative и автор книги “Бумеры: мужчины и женщины, обещавшие свободу, но приведшие к катастрофе”. Публиковалась в Washington Examiner, National Review, The New York Times, The Wall Street Journal, First Things, The Claremont Review of Books, Hedgehog Review и других изданиях, а также работала в аналитическом Центре независимых исследований в Сиднее