То, что в ближайшее время Японии понадобится много денег для ликвидации последствий землетрясения и цунами, очевидно всем. О еще больших суммах может пойти речь, если она решит перейти от опасной в ее природных условиях атомной энергетики к обычной тепловой – на основе природного газа. Удовольствие это не дешевое, но для Японии того стоит — ведь тепловым станциям не страшны удары стихии, а если и страшны, то далеко не в такой степени, как атомным.
И где же взять Японии денег на все предстоящие траты? Самый простой и очевидный способ – продать казначейские обязательства США, коих у нее накопилось на 900 миллиардов долларов (больше только у Китая). В конце концов, для того они и покупались, чтобы служить источником экстренных денег в случае надобности. Ликвидность их, как гарантировали американцы, абсолютная — в любой момент, что называется. Но теперь оказывается, что с этим-то не все так просто.
Справка KM.RU
В 2011 году произойдет самый большой рост госдолга в американской истории – на $2 трлн. А к 30 сентября, когда завершится фискальный год, он может достичь $15,476 трлн, или 102,6% ВВП.
Министр финансов США Тимоти Гейтнер заявил во вторник, что он не верит, что существует риск того, что правительству Японии придется прибегнуть к продаже своих резервов американских казначейских облигаций для получения средств на восстановление инфраструктуры, поврежденной землетрясением и цунами. «Я не думаю, что такое случится», — сказал Гайтнер в ответ на вопрос сенатора Чарльза Шумера на слушании Банковского комитета Сената США. «Япония является очень богатой страной и имеет высокий уровень сбережений, а также большой потенциал для решения гуманитарных проблем и задач восстановления инфраструктуры», — отметил он.
Интересно, Гайтнер телевизор смотрит или нет? Если нет – тогда понятно, на чем основано его неверие, а если да – то стоило бы поверить.
Если же учесть, что обычно мировые политики, за исключением некоторых экзальтированных личностей, избегают категоричных высказываний, облекая то, что они хотят сказать, в максимально мягкую и обтекаемую форму, то слова Гейтнера вполне можно расценить как рекомендацию Японии не трогать эти облигации до последнего и поискать источники средств где-то в другом месте. Например, в сбережениях граждан, в реализации промышленных активов и т.п.
Потому что если она не послушается и выбросит на рынок принадлежащие ей облигации США, может возникнуть паника, остальные страны тоже захотят продать американские бумаги, и произойдет обвал всей мировой финансовой системы, основанной на безграничном доверии к американскому правительству. «Незыблемость» системы, оказывается, вовсе не столь очевидна, какой она казалась ранее, и проверяется парой-тройкой землетрясений в промышленно значимых регионах мира и несколькими цунами.
О чем это говорит? О том, что весь мир полагается на авось. Если бы Япония вместо того, чтобы вкладывать деньги в американские бумаги, от которых, как выясняется, нет никакого толку, а строила бы на них тепловые электростанции, она не оказалась бы сейчас в столь плачевном состоянии.
Что касается США, то размер долга крупнейшей экономики мира приблизился к критическим уровням. В начале 2011 года этот показатель превысил рекордное значение в 14 трлн долларов, что в пересчете на каждого жителя страны составляет 45,3 тыс. долларов. Почти половина нынешней суммы была накоплена за последние шесть лет.
Если в 2005 году госдолг был равен 7,6 трлн долларов, то в начале июня 2010 года он достиг 13,051 трлн долларов. А недавно все тот же Тимоти Гайтнер предупредил, что уже к 31 марта уровень долга может превзойти установленный конгрессом потолок в 14,3 трлн долларов.
Несмотря на столь угрожающие данные, американские власти сохраняют внешнее спокойствие (а что им еще делать), так как стоимость финансирования на долговом рынке остается для Соединенных Штатов относительно невысокой. Хотя доходность по десятилетним облигациям США в последнее время выросла, она все равно остается ниже среднего уровня за последние 10 лет (5,25%).
Экономист Нуриэль Рубини, предсказавший кризис 2008 года, уверен, что, если в ближайшее время в США не займутся проблемами государственных финансов, появятся так называемые «линчеватели облигаций», продающие суверенные облигации стран с мягкой денежно-кредитной политикой (снижая тем самым их привлекательность для других игроков). Иначе говоря, существует опасность того, что, когда американские власти приступят к сокращению дефицита, будет уже поздно – от их облигаций станут избавляться все, а не одни только японцы.