США стягивает военный флот к ливийским границам и обсуждает с НАТО возможность «точечной операции». По словам Госсекретаря США, решение еще не принято, но никаких вариантов исключать нельзя. В НАТО нет единого мнения относительно военного вмешательства. Очевидно, что альянсу не удастся получить одобрение СБ ООН на вторжение в Ливию. Но это блоку не помешает.
Пентагон осуществляет «перегруппировку военно-морских и военно-воздушных сил вокруг Ливии». О таких планах сообщил полковник Дэвид Лапан, официальный представитель МО США. По-видимому, в морской блокаде Ливии будут задействованы два авианосца США – Enterprise и Kearsarge. Телеканал Fox News передает, что Enterprise движется от побережья Сомали к Суэцкому каналу, Kearsarge готовится принять на борт дополнительный батальон морской пехоты. Такую информацию СМИ получили из Пентагона.
Кроме того, США и союзники активно обсуждают тему закрытия неба над Ливией. С одной стороны, эту просьбу сформулировала оппозиция – как способ лишить Каддафи возможности бомбить революционеров с воздуха. С другой – воздушная блокада – очевидное и общепринятое в таких случаях средство оказания давления на лидера извне. Самолеты и вертолеты, поднятые в воздух сторонниками лидера Джамахирии, будут сбивать.
Есть также вариант официального признания оппозиционного правительства в Бенгази под руководством экс-министра юстиции Мустафы Абдель Джалиля. Такой вариант низложения Муаммара Каддафи также рассматривается США. Это дает возможность, по мнению сопредседателя сенатского комитета по международным делам Джо Либермана, снабдить оппозицию оружием.
Что касается НАТО в целом и каждой из стран-участниц альянса в частности, то мнения разделяются. Берлин уверен, что пока не исчерпаны мирные средства давления на Каддафи. Париж придерживается такой же точки зрения. Лондон, как это бывает всегда, поддержит позицию Вашингтона. Он уже предлагал воспользоваться своей военной базой на Кипре. В частности, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон уже предлагал объявить воздушную блокаду. Великобритания также не прочь продать оружие оппозиции. Анкара – пока что единственный участник НАТО, выступивший против вмешательства. Премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что в функции НАТО «не входит вмешательство в дела той или иной страны, и я не знаю, кто уполномочил эту организацию вмешиваться в дела Ливии». Премьер подчеркнул: «Вмешательство НАТО в дела Ливии считаю недопустимым, более того – глупым. Сейчас многие потирают руки в предвкушении возможности овладеть нефтью, но я призываю эти силы зря не стараться, так как все это богатство ливийского народа и оно принадлежит ему. Турция категорически против вмешательства НАТО в дела Ливии. Судьбу каждой страны определяет ее народ: Ливии – ливийский народ, Туниса – тунисский народ, Египта – египетский народ».