Кит Келлог предложил разделить Украину на зоны влияния, пишет UnHerd. Но данный план обречен на провал, считает автор. Раздел страны обострит нестабильность и усилит напряжение вдоль созданных рубежей. Такой план возненавидят и Россия, и Украина.
Кит Келлог не является главной фигурой в американских усилиях по урегулированию конфликта с Россией. Однако даже специальный посланник Трампа по Украине озвучил новое предложение, чтобы придать новый стимул зашедшим в тупик мирным переговорам: разделить Украину “почти как Берлин после Второй мировой войны”.
Позже Келлог пояснил, что его проект разделит страну на три “зоны ответственности”, а не на отдельные государства. Однако план всё равно обречен на провал — и для Киева, и для Москвы. Он не только не продвинет мирные переговоры, но и, и наоборот, наверняка сорвет их, оттолкнув и Россию, и Украину, поскольку обе сочтут, что им навязывают невыгодную сделку.
Как объяснил английской газете The Times сам Келлог, его план весьма прост: Украина будет разделена на подконтрольную Москве восточную зону, куда войдет территория, занятая российскими войсками; среднюю зону, простирающуюся от границы российской зоны до Днепра и охраняемую одной лишь Украиной; и зону к западу от Днепра под совместной охраной Киева и сил безопасности из британских и французских солдат.
Хотя Киев наверняка оценит, что Келлог включил в свой план европейские силы безопасности, другие его условия для него неприемлемы. Во-первых, расчленение или разделение Украины на официальные зоны ответственности явно признало бы юрисдикцию России над оккупированной территорией. Хотя президент Украины Владимир Зеленский и сигнализировал, что готов принять временный контроль Москвы над этой территорией, Келлог пошел еще дальше. Он фактически обозначил Кремлю согласие США на постоянное российское владычество над регионом. Это, в свою очередь, нарушает ключевую красную линию Украины.
Более того, Киев будет против соглашения, если по нему европейские силы останутся западнее Днепра. Зеленский хочет, и наоборот, чтобы британские и французские солдаты действовали как можно ближе к линии фронта вместе с его собственной армией. Расчет таков, что они либо усилят сдерживание, либо послужат гарантией европейской поддержки и “растяжкой”, о которую споткнется Россия в случае повторного вторжения. Урегулирование, по которому украинские солдаты останутся вдоль линии соприкосновения одни, в Киеве встретят лишь горьким разочарованием.
При всей неприязни Киева к плану Келлога, Москва может возненавидеть его еще больше. Еще бы: по нему более чем на половине территории Украины разместятся английские и французские войска, в том числе прямо напротив оккупированного Россией юго-востока. Кроме того, это может ускорить интеграцию западной зоны Украины с Европой. И всё же Келлог утверждает, что присутствие европейских войск в западном регионе “вовсе не будет провокацией” для Москвы.
Россия три года вела боевые действия, чтобы избежать именно такого исхода, и явно с ним не согласится. Министр иностранных дел Сергей Лавров четко изложил позицию России и отметил, что Москва не примет присутствия солдат из стран НАТО на Украине “ни при каких обстоятельствах”. Президент Владимир Путин значительно улучшил свое положение на поле боя, и у него мало стимулов рассматривать предложение Келлога всерьез.