20 июля 1969 года. Нил Армстронг сделал первый шаг на Луне. Этот шаг видели более 500 миллионов телезрителей во всем мире в прямом эфире. Так начиналась новая эпоха освоения космоса. Но начало этой истории борьбы человека с силой гравитации было намного раньше.
Обычно вспоминают Константина Циолковского, Германа Оберта и Роберта Годдарда. Командир «Аполлона-8» астронавт Фрэнк Борман, первым облетевший вокруг Луны сказал: «Мы поднялись сюда на плечах гигантов».
После первых полетов в апреле 1961 года Ю.А. Гагарина и в мае 1961 года Алана Шепарда президент США Кеннеди заявил, что до конца 60-х годов Соединенные Штаты высадят человека на Луну и возвратят его на Землю. Не все верили, что к этому сроку такая грандиозная идея воплотится в жизнь.
Не была ясна трасса, по которой предстояло лететь к Луне. Не была разработана теоретическая база такого полёта. Господствовало представление (Вернер фон Браун), что необходима прямая посадка на Луну. И с этой концепцией никто не посмел спорить. Все, кроме Джона Хуболта, инженера НАСА. Незадолго до этого, он прочитал книгу безвестного русского инженера Кондратюка, подробно рассмотревшего проблему межпланетных полётов. Много лет позже, наблюдая за запуском «Аполлона-9» он вспомнил о русском инженере, чья мечта разбилась о скептицизм других людей, и который в полной безвестности умер, где-то на поле боя во время ВОВ. Но тогда, когда разрабатывалась теория космических перелётов, Хуболт проявил упорство и добился признания идей безвестного русского. Кроме того, эта идея позволяла с минимальными затратами достигнуть лунной поверхности, а, учитывая небеспредельность средств, выделенных на программу «Апполон», наверное, на тот момент была единственно реально возможной.
Русский механик-самоучка Юрий Кондратюк (Александр Шаргей).
„Тем, кто будет... строить"
На ВДНХ на стенде основоположников теоретической и практической космонавтики его портрет — между Константином Циолковским и Фридрихом Цандером. «Юрий Васильевич Кондратюк (1897—1942 гг.). Один из пионеров ракетной техники... Независимо от К.Э. Циолковского и будучи незнаком с его исследованиями, оригинальным методом вывел основные уравнения движения ракеты. В рукописных и печатных работах 1919—1929 годов рассмотрел устройство ракет и двигателей, состав топлива, выбор оптимальных траекторий полета, устройство межпланетных промежуточных баз, способы возвращения на Землю и другие проблемы межпланетных полетов».
Эти слова не отражают до бесконечной боли трагическую судьбу гения в революционной России, где любого, с «неправильной» биографией человека, в любой момент могли расстрелять как врага народа, единственной виной которого было то, что его в самый разгар империалистической войны — студента Шаргея отправляют в школу прапорщиков, а после — на Турецкий фронт. После Октябрьского переворота бывший царский прапорщик пробирается в родную Полтаву но по пути его хватают и мобилизуют в белую армию. Дезертировав, он скрывается в Киеве у мачехи и сестры. Через год в Киев входят деникинцы, и под угрозой расстрела в случае отказа его вербуют. Он снова бежит.… Был вынужден взять чужое имя, чтобы остаться в живых, но имя, умершего от туберкулёза студента, стало его проклятьем….
Всё свободное время он посвящал научным расчетам, и написанию своей главной работы – книги «Завоевание межпланетных пространств». В этой своей работе он много предвосхитил — он самостоятельно вывел формулу движения ракеты независимо от Циолковского. Но в этой работе он пошёл много дальше – понял, что ракеты должны быть многоступенчатыми, и после отработки ступеней – их сбрасывать. Идея защитного скафандра для выхода за борт космического корабля. Идея использовать околоземные станции (базы), взлётно-посадочный модуль для посадки на Луну. Что траектория взлёта должна быть наклонной. Что целесообразней лететь к Луне не по прямой, а используя гравитационный манёвр – вокруг Земли, и лишь затем, по направлению к Луне. «Тем, кто будет читать, чтобы строить» – обращается со страниц своей книги будущим строителям ракетной техники.
«Никто из классиков, советских и зарубежных, того времени не представлял себе так четко, как он, начало космической эры. В чем отличие Кондратюка от других? Он первым связал воедино два вопроса: торможение в атмосфере и тепловую защиту экипажа. У других этого нет. Он показал, что надо иметь не весь закрытый аппарат, а некий щит впередистоящий, мощный в тепловом отношении... Он первый сообразил, что в этих условиях нельзя управлять так, как всеми самолетами, — не рулями высоты, а по крену, поворачивая аппарат то „вверх ногами“, то „лбом“... Как он до этого дошел, додумался, меня поражает до сих пор: и до него, и после все думали по-другому. Он объяснил процесс: условия теплозащиты требуют, чтобы угол атаки не менялся... Что поражает: именно так сделан „Союз“ и другие — американские и советские — космические аппараты» — говорил академик Борис Раушенбах.
«Он предложил измеритель ускорения... — то, что было реализовано в первых же ракетах, — систему контроля топлива в баках... Он рассмотрел теплозащитное покрытие для возвращения в атмосферу и рекомендовал, как ни странно, углерод... И современная техника тоже пришла к углероду. Он видел главные технические моменты, формулировал объем основных, принципиальных исследовательских работ, которые нужно провести, чтобы добиться успеха...»
Это слова космонавта, профессора Константина Феоктистова.
Понимая, что он не сможет реализовать себя в стране, где каждый день таил в себе угрозу репрессий. Где он был вынужден работать кустарем, смазчиком, кочегаром, помощником машиниста, машинистом, электромонтером, механиком элеваторов, техником по механизации, заведующим проектным отделом и, наконец, заместителем главного инженера. Один проект, вполне успешный (постройка самого большого в мире механизированного зернохранилища на 10 000 тонн, получивший название «Мастодонт») принесёт ему арест и 3 года концлагеря по надуманному обвинению.
Другой проект – самая большая ветровая электростанция (10 000 кВт) был благодаря недоброжелателям закрыт раз и навсегда. Однако наработки Кондратюка были реализованы его учеником — Николаем Никитиным. Это Останкинская телебашня...
Книга «Завоевание межпланетных пространств» вышла в январе 1929 г. в Новосибирске тиражом 2000 экз. на средства автора под редакцией профессора В.П. Ветчинкина. Почти весь тираж разошелся по друзьям и сослуживцам инженера Кондратюка, отдельные экземпляры были отосланы для рецензирования К.Э. Циолковскому, профессорам Н.А. Рынину, Я.И. Перельману. Остаётся только гадать, как книга Кондратюка попала в США к инженеру НАСА Джону Хуболту.
В 1970 году в Новосибирск специально приезжал Нил Армстронг, первый человек, ступивший на поверхность Луны, чтобы взять у стен дома, где жил Шаргей-Кондратюк, горсть земли. Имя Кондратюка носит один из кратеров на обратной стороне Луны. Трасса, по которой летали «Апполоны» носит название «улитки» Кондратюка.
Григори Токати «портрет осетина на луне».
Григорий Токати, работая в годы Великой Отечественной войны по заданию Сталинa, стал автором нескольких ракетных проектов, секрет которых хранится по сей день как государственная тайна. Работал в послевоенном Берлине, привлекая к сотрудничеству немецких инженеров для работы в СССР. При этом был честным и по-кавказки гостеприимным. Однажды, поняв, что его другу, немецкому инженеру Курту Танку грозит арест, и высылка в СССР, он круто изменил свою жизнь. Он решил спасти инженера. Рискуя своей жизнью, Григорий Токати увез инженера и свою семью в английскую зону оккупации.
Работая на чужбине, Григорий Токати добился многих успехов. Он глава Департамента авиации и космической технологии Лондонского университета, профессор, публицист. Действительный член Нью-Йоркской академии наук, Американской инженерной академии в Вашингтоне, действительный член Королевского общества аэронавтики Великобритании, член Королевского института математики и её приложений, член Американского общества аэронавтики и астронавтики, член Британского Совета технологических аттестаций. Один из ведущих учёных, работавших над проектами «Меркурий» и «Аполлон». Один из конструкторов, разработавших сверхзвуковой лайнер «Конкорд», один из создателей МКС.
В 1972 году американские астронавты установили на Луне портрет Токати вместе с портретом Вернера фон Брауна.
Он принимал непосредственное участие в подготовке полета человека на Луну. Лично вручал диплом командиру экипажа корабля «Аполлон-15» Дэвиду Скотту, который специально прилетел из Америки в Лондон, чтобы, как писали газеты, «сказать спасибо профессору Токати».
Мы были в одном шаге от Луны.
В июне 1974 г. 34 года назад была неофициально закрыта советская пилотируемая программа полетов на Луну. Готовые к запуску ракеты в июле месяце были разрезаны, а весь технологический задел бесследно уничтожен. Почему так произошло? Первый спутник, первый космонавт. Все, в том числе и американцы считали, что все шансы быть первыми на Луне есть у советских космонавтов. Решение принять вызов американцев принял ЦК КПСС в 1964 г, через три года после обращения президента Кеннеди к американскому народу. Осуществление пилотируемой экспедиции к Луне до того, как США доставят на Луну своего астронавта.
Об этом не могли не знать в США, что естественно, подгоняло конкурентов. Но силы были не равными. И это, прежде всего недостаток финансирования. В США программа «Апполон» обошлась в 45 миллиард долларов. В этом проекте участвовало 390 000 человек в разных отраслях индустрии, 33 000 человек в космических центрах и 10 000 в университетах.
СССР, после самой жестокой войны не смогла в такие короткие сроки выделить такое количество средств. Затрачено было около 4 млрд. руб. Лунным проектом занимались: ОКБ-1; ОКБ-276 (Н.Д.Кузнецов); ОКБ-586 (М.К.Янгель); ОКБ-2 (А.М.Исаев); НИИ-944 (В.И.Кузнецов); НИИ-885 (М.С.Рязанский); ГСКБ Спецмаш (В.П.Бармин). Свою негативную роль сыграл конфликт между Королёвым и Глушко. Отсутствие финансирования для создания наземного стенда. Он нужен был для испытания блока двигателей первой ступени. И это сыграло тоже негативную роль в подготовки к лунной экспедиции. Естественно, привело к ряду неудач с пусками ракет Н1-Л3.
Затем трагическая смерть С.П.Королёва во время операции.
К июню 1974 года, после доработок ракета была готова. И специалисты были уверенны, что сбоев больше не будет. Но неожиданно снимают с должности Мишина, заместителя Королёва, а на его место назначают Глушко, который больше заботился о новом проекте «Энергия». И руководство СССР после успешной высадки американцев на Луне потеряло интерес к лунной экспедиции. Время космической романтики и космической гонки стало проходить.
В чём же была ценность космического соревнования между СССР и США? Для чего так стремились люди на Луну? И дело ведь не только в триумфе победителей космической гонки. И экономически эти экспедиции ни к чему не привели.
Но ведь не всё можно посчитать деньгами. Величие человеческого духа, мечта о небе не оценивается ни в рублях, ни в долларах. Мечта существует пока живо человечество. Пока светит Солнце, и горят звёзды. Такова природа человека.
Юджин Сернан, командир «Аполлона-17», последнего корабля проекта «Аполлон», закончил свой доклад с Луны Центру управления и всей Вселенной словами: «Мы покидаем Луну с тем же, с чем прибыли сюда, — с миром и надеждой для всего человечества».