Чт. Ноя 14th, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

RS: назначив Мишеля Барнье премьером, Макрон поставил под вопрос помощь Киеву

Эммануэль Макрон выдвинул на пост премьер-министра опытного правоцентриста Мишеля Барнье, пишет RS. Это решение грозит лишь усугубить политический кризис во Франции. Макрон поставил под угрозу собственную же повестку дня, в том числе решение о помощи Украине.

Спустя целых два месяца после парламентских выборов, оставивших парламент в “подвешенном” состоянии, президент Франции Эммануэль Макрон выдвинул на пост премьер-министра опытного правоцентриста Мишеля Барнье. Однако, независимо от личных характеристик Барнье, это решение не только не сулит выхода из политического кризиса, но и рискует ввергнуть Францию в еще бóльшую смуту, подорвать поддержку Украины и ослабить роль Парижа в Европе и на мировой арене.

Последний раз Барнье был в центре внимания в роли верховного переговорщика ЕС по “Брекситу” с 2016 по 2019 год. Бывший английский дипломат Питер Рикеттс (Peter Ricketts) охарактеризовал Барнье как “сведущего технократа и непреклонного формалиста”, добавив, что тот не очень известен во Франции, поскольку провел несколько десятилетий на различных должностях в Брюсселе.

Последнее утверждение, может, и верно, однако до переезда в Брюссель Барнье — уцелевший столп давней голлистской традиции — занимал пост министра по европейским делам, а затем министра иностранных дел в администрации президента Жака Ширака (1995–2007). Последний прославился в Вашингтоне своим решительным сопротивлением войне США и Великобритании в Ираке и попыткам неоконсерваторов на штыках принести на Ближний Восток либеральную демократию. Быть может, Барнье был не столь импозантен и красноречив, как его предшественник Доминик де Вильпен (Dominique De Villepin), произнесший историческую речь в Совете Безопасности ООН в 2003 году, в которой предостерег от вторжения в Ирак — увы, тоже безрезультатно. Но, как вспоминает французский журналист Жорж Мальбрюно (George Malbrunot), его всё же сочли достаточно надежным работником, чтобы доверить восстановление Ирака после вторжения, а это наверняка потребовало повторного согласования с Вашингтоном.

Но перенесемся в 2024 год. Опыт и умения Барнье сомнений не вызывают; беспокоит то, что Макрон назначил его премьер-министром.

Начнем с того, что под вопросом сама демократическая легитимность Барнье. Центристская партия Макрона потерпела сокрушительное поражение от крайне правого “Национального объединения” на июньских выборах в Европейский парламент. Назначенные после этого парламентские выборы выиграл левый “Новый народный фронт” со 180 местами. За ним следуют центристская коалиция Макрона “Вместе за Республику” с 159 местами, крайне правое “Национальное объединение” Марин Ле Пен с 142 и правоцентристские “Республиканцы” Барнье с 39. На правах победителя выборов “Новый народный фронт” предложил своего кандидата — экономиста Люси Кастетс, но Макрон ее забраковал и предпочел Барнье из самой маленькой партии в парламенте. Французские эксперты, в том числе бывший посол в Вашингтоне Жерар Аро (Gerard Araud), попытались представить выбор Макрона как демократически безупречный, поскольку левые представляют лишь 28% электората и занимают 32% парламентских мест.

Однако в этом аргументе кроется изъян: во французской системе премьер-министр не обязан иметь парламентского большинства: достаточно лишь убедиться, что ему не угрожает вотум недоверия. Таким образом, Макрон мог бы учесть волю избирателей и отдать данный пост кандидату от “Нового народного фронта” в обмен на некоторое смягчение программы левых. Это было бы тем логичнее, поскольку сам Макрон сформировал с левыми “Республиканский фронт” против партии Ле Пен. В совокупности Макрон и левые набирают 57% голосов, то есть незыблемое большинство.

Отказ Макрона от сделок с левыми подразумевает некую предварительную договоренность с заклятым врагом — Ле Пен. Сама Ле Пен признала, что Барнье удовлетворяет минимум одному критерию, принципиальному для ее партии: а именно, что он “уважительно относится к различным политическим силам и готов решать актуальные для “Национального объединения” вопросы”. Поскольку левые не поддержат правительство Барнье ни на каких условиях, его единственный шанс на выживание — благосклонность Ле Пен. Макрон выстраивал всю свою карьеру как воплощение либерального центризма, но сейчас собственноручно отдал своему самому грозному противнику справа переговорный рычаг невиданной силы.

Разумеется, столь резкая смена курса французского президента не могла не разгневать левых. один из ключевых деятелей “Нового народного фронта” и лидер “Непокоренной Франции” Жан-Люк Меланшон обвинил Макрона в попрании народной воли. По-видимому, за этим последуют уличные протесты, забастовки и студенческие демонстрации.

В самом деле, сама фигура премьер-министра от самой скромной из парламентских партий льет воду на мельницу тех, кто утверждает, что, выборы выборами, а у власти остаются одни и те же бессменные ставленники элиты.

А еще это дурные вести для Украины. Уже сейчас назрел разрыв между пылкой поддержкой Киева со стороны Макрона и гораздо более прохладным отношением французской общественности. По опросам, целых 68% французов считают опрометчивым июньское заявление Макрона о вводе французских войск на Украину, а 74% в принципе против отправки западных войск.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*