Вт. Ноя 5th, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

Судьба отечественной авианосной программы столь же сложна, сколь и длительна. Исследования 1920—1930-х годов не воплотились «в железе» сначала из-за тяжелого экономического положения СССР, затем из-за Второй мировой войны. После войны расходы на флот были ограничены необходимостью создания ядерного оружия, системы ПВО и поддержания мощной сухопутной армии. Вслед за тем свой отпечаток наложило правление Н.С. Хрущева, при котором крупные надводные корабли и авиация были объявлены устаревшим средством ведения войны.

04815577

После отставки Хрущева исследования по авианосной тематике начались вновь. Однако отсутствие единого подхода и различные взгляды на место морской авиации в составе флота привели к рождению удивительных гибридов – тяжелых авианесущих крейсеров (ТАВКР) проекта 1143 с достаточно посредственными самолетами вертикального взлета и посадки Як-38 и мощным ракетным вооружением. И лишь под самый занавес СССР, в 1990 году, в состав флота вошел корабль, максимально приближенный к нормальному авианосцу, – тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». В это время у достроечной стенки Черноморского судостроительного завода в Николаеве шли работы над аналогичным «Кузнецову» «Варягом», а на стапеле росли конструкции атомного «Ульяновска», который должен был стать первым полноценным советским авианосцем. Реализации этих планов помешал распад СССР.

Cегодня ВМФ России располагает единственным авианосцем – все тем же «Кузнецовым». Однотипный ему «Варяг» в 1998 году был продан в Китай по цене лома, за 20 млн долларов, и стал авианосцем «Ляонин» . Его предшественники либо разрезаны на металл, либо стали плавучими музеями и развлекательными центрами. Больше других повезло «Адмиралу Горшкову», четвертому по счету советскому ТАВКР: после долгого ремонта и модернизации в Северодвинске в 2004—2012 годах он превратился в авианосец ВМС Индии «Викрамадитья». Недостроенный «Ульяновск» в 1990-х годах разрезали на металл прямо на стапеле.

Вместе с тем очевидно, что мысли о поддержании морской авиации не оставляют российское руководство. Довольно весомые расходы на строительство нового учебного центра морской авиации в Ейске, как и закупка новых палубных истребителей, вряд ли были бы разумны, если бы военное руководство не предполагало дальнейшей работы в этом направлении. Но каковы возможные пути такого развития?

Последовательное приближение 

Если оценивать сегодняшнюю российскую программу надводного кораблестроения, то на ум приходят прежде всего два слова: последовательность и осторожность. Россия последовательно реализует ряд проектов, переходя ко все более сложным. На первом этапе это достройка кораблей «старых программ» и начало строительства новых кораблей ближней морской зоны – корветов. На втором – расширение программы за счет постройки кораблей дальней морской зоны – фрегатов. Следующим шагом должно стать строительство универсальных десантных кораблей, эсминцев и модернизация крейсеров советской постройки – то есть пополнение флота кораблями океанской зоны. В ходе реализации этих проектов отрабатывается оборудование, вооружение и общекорабельные системы нового поколения по принципу «от простого к сложному». При этом впервые в отечественной практике уделяется особое внимание унификации – российский надводные корабли нового поколения получают единую многофункциональную боевую информационно-управляющую систему (БИУС) и установки вертикального пуска (УВП) под широкую номенклатуру ракет.

Источником вдохновения в данном случае послужили американские корабли – крейсеры типа «Тикондерога» и эсминцы типа «Арли Берк», оснащенные многофункциональной БИУС «Иджис» (Aegis) и УВП «Марк 41» (Mk 41). Радиоэлектронное оборудование этих кораблей обеспечивает обнаружение, слежение, целеуказание и поражение целей на поверхности, под водой, в воздухе и на суше, а также управление как отдельным кораблем, так и целым соединением, включая летательные аппараты различных классов. УВП, совместимые практически со всеми типами управляемых ракет и ракето-торпед, состоящих на вооружении ВМС США, позволяют кораблям решать самые разные боевые задачи без потери эффективности.

Сегодня тот же подход начинает использовать Россия. Но без авианосцев российский надводный флот будет скован серьезными ограничениями: вне радиуса действия своей береговой авиации его можно будет применять только в «полицейских» операциях против слабовооруженного противника. В отсутствие воздушного прикрытия возможные боевые действия против страны, располагающей более-менее современными ВВС и/или флотом, будут крайне рискованными. При этом речь совершенно не обязательно идет об акциях в удаленных районах земного шара. Даже оборонительные действия против страны, располагающей авианосным флотом, без собственных авианосцев превращаются в лотерею: флот, вынужденный жаться к собственным базам и наземным аэродромам, заведомо отдает инициативу противнику.

Таким образом, реализация авианосной программы становится вершиной пирамиды, конечным этапом и необходимым условием создания океанского флота, способного решать задачи вдали от побережья, – причем как задачи чисто наступательные, так и задачи активной обороны, что особенно актуально в условиях строительства и закупок авианосцев все большим числом стран.

Споры вокруг проекта 

Первые официальные сообщения о возможном строительстве для ВМФ России авианесущих кораблей появились в 2004 году. 5 марта 2004 г. главком ВМФ адмирал флота Куроедов объявил о том, что к 2017 году Россия построит новый авианосец. Через год, в мае 2005-го, он повторил это заявление, несколько уточнив его: главком сообщил о начале проектирования в 2005 году и возможном строительстве нового корабля после 2010 года. В том же интервью адмирал Куроедов также упомянул о разработке нового многоцелевого самолета для палубной авиации, очевидно имея в виду создававшийся в это время модернизированный вариант палубного истребителя МиГ-29К (изделие 9-41). На первый взгляд, эта машина уступает по некоторым показателям тяжелому истребителю Су-33. Однако лучшая приспособленность для палубного базирования, лучшая весовая отдача и более современные материалы и оборудование, примененные при создании новейшей модификации МиГ-29К, делают этот выбор вполне оправданным, – особенно если учитывать, что площадь ангара «Адмирала Кузнецова» не настолько велика, чтобы разместить достаточно большую группу тяжелых машин.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*