Вс. Ноя 10th, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

  • 1. Цель пути — это сам путь.
  • 2. Быть живым — значит выбирать свободу.
  • 3. Опасайтесь «хрустального дворца».
  • 4. Всё дело в «

    Я, как и многие из нас, немного Достоевский», — заявляет автор статьи для The Atlantic. Американский журналист будто забыл об отмене русской культуры на Западе. Взгляните глубже — и вы поймете путь этой мятущейся души, призывает он зарубежного читателя.

    Труды русского писателя не всегда являют собой образец радости и веселья. Но взгляните глубже — и вы поймете.

    22 декабря 1849 года 28-летний русский писатель Федор Достоевский стоял перед расстрельной командой. Его и еще 21 члена радикального диссидентского кружка Петрашевского обвиняли в антиправительственной деятель. Всем им надели на головы мешки и привязали к столбам — друзья Достоевского были в ужасе, но сам он сохранял полное спокойствие. «С нами Христос», — сухо проронил он. Невероятно, но осужденным посчастливилось избежать казни: за считанные мгновения до выстрелов подоспел гонец с указом императора о помиловании. Смертельный приговор был изменен на непродолжительную каторгу.

    Вы могли бы подумать, что человек, смотревший в лицо неминуемой гибели, должен обладать характером спокойным и невозмутимым и, скорее всего, быть безусловно религиозным. Но вы оказались бы неправы по всем пунктам. Достоевский был мятущимся человеком, духовным странником, который ничего не принимал бездоказательно и сомневался во всём, в том числе и в собственной вере. Очевидно, что глубинная неудовлетворенность сформировала его образ жизни, нацеленный не на стремление к радостям и комфорту, а на обретение смысла. Это чувство осмысленности даровало ему спокойствие, которое он проявлял и в мгновения перед расстрелом, которые считал последними в своей короткой жизни, и спустя 32 года на закате дней.

    Может быть, вы, как и многие из нас, в чем-то немного Достоевский: где-то чувствуете себя не в своей тарелке, немножко не в ладах с миром, легко впадаете в экзистенциальный ужас. Капелька философии Достоевского, пусть напряженной и оторванной от реальности, — как раз то, что нужно нам для достижения мира в душе: не только на грани жизни и смерти, но и прямо сейчас, и в любое время.

    В отличие от многих современников-мыслителей XIX века, Достоевский никогда не излагал свою философию в специально созданных для этого текстах. Скорее, он доносил ее до читателя в романах, таких как «Братья Карамазовы» и «Идиот», а также в коротких рассказах, новеллах и случайных набросках. В повторяющихся темах своего творчества он раскрывает ряд правил для проживания осмысленной жизни.

    1. Цель пути — это сам путь.

    В романе «Идиот», опубликованном в 1869 году, Достоевский размышляет на тему переживаний Христофора Колумба во время его плавания через Атлантический океан: «Будьте уверены, что Колумб был счастлив не тогда, когда открыл Америку, а когда открывал ее; будьте уверены, что самый высокий момент его счастья был, может быть, ровно за три дня до открытия Нового Света». Как так? "Дело в жизни, в одной жизни, — в открывании ее, беспрерывном и вечном, а совсем не в открытии!

    "

    Здесь Достоевский обозначает один из величайших парадоксов существования: для счастья необходима цель; цель требует понимания направления; для понимания направления нужна постановка цели — но счастья невозможно достичь за счет реализации этой цели. Ранее я уже писал о ловушке достижений. Попадая в нее, люди думают, будто достижение важных целей поможет им стать счастливыми, и затем горько разочаровываются из-за неоправдавшихся надежд. После значимого достижения многие переживают депрессию. Истинное удовлетворение достигается успешным продвижением в направлении цели.

    2. Быть живым — значит выбирать свободу.

    Кроме «преступления и наказания», перу Достоевского принадлежит и известный роман «Братья Карамазовы» (1880). На страницах произведения опубликована отражающая собственные взгляды писателя вставная притча «Великий инквизитор» о возвращении на землю Иисуса в разгар испанской инквизиции. Повстречав Иисуса, Великий Инквизитор заключает его в тюрьму за убеждение в том, что человеческие существа должны иметь свободу выбора, что для них есть благо. Нет, заявляет Инквизитор. Эта дорожка ведет к вине, тревоге, сожалениям и сомнениям. Ради счастья, по его мнению, люди должны отринуть свободу и следовать проторенным путем. «Мы исправили подвиг Твой», — произносит он страшные слова, приговаривая пленника к смерти через сожжение.

    Не спешите смеяться и задумайтесь: ведь Инквизитор может быть прав. Действительно, мы знаем, что безграничная свобода — вовсе не ключ к Счастью. Психологи уже давно доказали, что свобода, особенно в культуре, исповедующей Индивидуализм, легко превращается в тиранию как раз по тем причинам, которые озвучил Великий Инквизитор. Секрет удовлетворения может быть как раз в том, чтобы думать, как все, остепениться и подчиниться обстоятельствам. Можно же расслабиться, получать удовольствие от безумств этого мира и перестать забивать себе голову всей этой философской чепухой.

    Очевидно, Достоевский не согласился бы с этим. Писатель сделал свой моральный выбор — выбор Иисуса, а не Инквизитора, хотя он и был болезненным. больше об этой боли — в пункте 4.

    3. Опасайтесь «хрустального дворца».

    Достоевский считал, что в обмен на свободу мир предлагает нам откровенную фальшивку — «хрустальный дворец», о чем он написал в романе 1864 года «Записки из подполья». В его времена, как и в наши, в обществе царила технократическая власти (если мы подчинимся этим инстанциям). Достоевский не стремился обрести такое будущее — шаблонное и проработанное с математической точностью. Такие попытки, утверждал он, усыпят наши чувства и лишат человечности.

    Так и в чем он неправ? Прошедшие полтора столетия принесли нам технический прогресс, который действительно улучшил человеческое существование во многих аспектах. Но сегодня ученые предупреждают нас о дегуманизирующем влиянии злоупотребления соцсетями и смартфонами, которые заменяют собой связи и отношения между людьми. Достоевский сказал бы, что испытывать страдания полноценной жизни в реальном мире намного лучше, чем чахнуть и томиться в хрустальном дворце.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*