Пт. Ноя 22nd, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

Первый в мире коммерческий реактор малой мощности четвертого поколения будет запущен в опытно-промышленную эксплуатацию в Димитровграде в середине 2017 года.

Об этом в ходе интернет-конференции «Эксперту Online» заявил первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Владимир Козин. «В рамках ядерно-инновационного кластера в городе Димитровграде Ульяновской области планируется реализовать новый инвестиционный проект по строительству реактора на быстрых нейтронах со свинцово-висмутовым теплоносителем СВБР-100. Проект будет реализован на базе Научно-исследовательского института атомных реакторов в формате частно-государственного партнерства. Пуск энергоблока запланирован на середину 2017 года», — сказал он.

СВБР-100

Этот проект, если он осуществится так, как задумывается, может произвести переворот в мировой энергетике. Его суть заключается в том, чтобы на базе уже имеющихся военных технологий сделать типовой проект атомной электростанции мощностью 100 МВт, которую можно было бы размещать практически где угодно и для каких угодно целей — выработки электроэнергии, отопления, опреснения воды, нефтехимии и т. д. Причем размеры этой АЭС должны быть пригодны для перевозки ее железнодорожным транспортом, а конструкция такова, что можно было бы «собирать» атомную электростанцию из 100-мегаваттных модулей необходимой заказчику мощностью. «Я считаю, что будущее за малой ядерной энергетикой, за так называемым четвертым поколением ядерных реакторов. В том или ином виде они уже существовали и в США, и в Советском Союзе, где их использовали для нужд военных и космических программ. Сегодня нам необходимо вернуться к существовавшим наработкам и как можно скорее разработать действующий прототип такого реактора, который будет соответствовать всем требованиям безопасности. Реактор четвертого поколения не будет большим. Сама установка должна быть не больше шести метров в высоту и не более 4,5 метра в диаметре. Необходимо, чтобы было возможно перевозить его по железной дороге. По сути, это большая «батарейка» промышленных масштабов», — говорил этой осенью студентам Гонконгского института науки и технологий вдохновитель этого проекта предприниматель Олег Дерипаска.

Уникальность идеи еще и в том, что она, в отличие от большинства научных разработок, коммерчески востребована уже сегодня. По оценкам МАГАТЭ, мировая потребность в реакторах малой и средней мощности (100–400 МВт) до 2040 года составляет 500–1000 блоков. Суммарная емкость этого сегмента рынка оценивается в 300–600 млрд долларов. А рынку ни Россия, ни США, ни Япония, ни Евросоюз фактически ничего серьезного в этой нише предложить не могут.

Переговоры о коммерциализации идеи использования технологии ядерных реакторов со свинцово-висмутовым теплоносителем, которые хорошо себя показали на подводных лодках, в России длились последние несколько лет. В итоге «Росатом» и частный энергохолдинг «Евросибэнерго» (ЕСЭ, контролируется Олегом Дерипаской) ровно год назад создали на паритетных началах совместное предприятие по претворению этой идеи в жизнь — «АКМЭ-инжиниринг».

По словам Владимира Козина, на первом этапе проекта — до 2014 года — запланировано проведение необходимого объема НИОКР и проектных работ по реакторной установке и опытному энергоблоку, второй этап (2014–2017 годы) предусматривает непосредственное сооружение энергоблока, включая поставку оборудования. Параллельно стороны будут проводить работу по коммерциализации АЭС нового типа и подготовку к их серийному производству. По оценке специалистов, СВБР-100 потенциально может стать первым в мире коммерческим реактором малой мощности четвертого поколения и занять 10–15% формирующегося мирового рынка атомной энергетики малой и средней мощности. Объем инвестиций в совместный проект ранее оценивался в 16 млрд рублей.

«Мое личное мнение заключается в том, что опытно-промышленный реактор IV поколения реально построить за шесть-семь лет. Надеюсь на то, что именно так и будет. В конце концов, у нас есть уверенность в жизнеспособности технологии благодаря опыту подводных лодок. Если бы АПЛ со свинцово-висмутовыми реакторами не существовали, то СВБР перешел бы в разряд бумажных реакторов, реализация которых потребовала бы значительно больших усилий, времени и средств», — оценили жизнеспособность задуманного советник генерального директора ГНЦ РФ-ФЭИ профессор Георгий Тошинский.

Сфера применения модульных атомных энергоблоков небольшой мощности огромна — от развивающихся стран с неразвитой инфраструктурой и недостатком денег на большую АЭС до отдельных предприятий, задействующих атомную «батарейку» в технологических процессах по опреснению воды, производству водорода, нефтехимии и т. д. И кто первый в нее зайдет с наиболее дешевым и безопасным серийным проектом, тот там и останется.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*