Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) заканчивают 2012 год в обновленном виде. Две дивизии – Татищевская, что расположена под Саратовом, и Тейковская, которая дислоцируется в Ивановской области, – полностью перевооружены на стратегические ракетные комплексы пятого поколения.
В первой из них шесть полков получили шахтный вариант моноблочной твердотопливной РТ-2ПМ2 «Тополь-М». Во второй – два полка обзавелись подвижным грунтовым вариантом моноблочного «Тополя-М», а еще два полка многоголовым, тоже твердотопливным подвижным грунтовым комплексом РС-24 «Ярс».
Одновременно начались работы по перевооружению на этот же комплекс РС-24 «Ярс» (но только в шахтном варианте) Козельской ракетной дивизии, чьи боевые позиции расположены недалеко от стен знаменитого монастыря Оптина пустынь. Причем в Козельске Калужской области новые ракеты должны заменить жидкостные РС-18 или УР-100НУТТХ (SS-19 Stiletto по западной классификации), которые стоят на боевом дежурстве более 30 лет, превысив гарантийные сроки более чем в три раза.
А в будущем году, как заявил «НГ» командующий РВСН, должны быть перевооружены на новые твердотопливные ракетные комплексы «Ярс» еще три дивизии. Помимо Козельской еще Новосибирская и Ясенская. Где-то это будет грунтовый, а где-то шахтный вариант. Подготовительные работы для их перевооружения тоже начаты в уходящем году.
Несложные подсчеты показывают, что сегодня на вооружении РВСН уже находится 96 новых ракетных комплексов – это практически треть от всех наземных стратегических ракет России. А всего на долю стратегических ракетчиков приходится 62% всех носителей ядерного оружия нашей страны и 54% всех боевых блоков на них. По официальным данным, которые два раза в год – 1 марта и 1 сентября – появляются в СМИ, у России в боевом строю всего 491 пусковая установка (в этот подсчет включаются, как знают читатели, и ПУ подводных ракетных крейсеров, и тяжелые стратегические бомбардировщики) и 1499 ядерных боезарядов (у американцев соответственно 808 ПУ и 1737 ядерных боезарядов). Кроме того, как считается, у США 228 неразвернутых ПУ, у России – 393. А к концу выполнения Договора СНВ-3, к 2017 году, у обеих стран должно остаться 1550 развернутых ядерных боеголовок и 700 носителей, еще 100 носителей – в резерве.
Понятно, что России и нашим РВСН сегодня нужно не сокращать, а наращивать свои силы стратегического ядерного сдерживания, чтобы приблизиться к показателям Договора СНВ. И, как заявил нам генерал-полковник Сергей Каракаев, процесс перевооружения ракетных дивизий будет продолжен. «Мы рассчитываем, – сказал командующий, – на рубеже 2018–2020 годов получить на вооружение качественно новые ракетные комплексы (РК) с боевым оснащением, позволяющим преодолевать любую ПРО, которая может быть создана к тому времени.
Еще одна новость – сообщение о развернутых работах по новой тяжелой жидкостной ракете, которая должна прийти на смену РС-20В или Р-36М2 «Воеводе», что на Западе называют SS-18 Satan («Сатана»). Она будет вдвое легче «Воеводы» (вместо 220 тонн только 105), но летать станет значительно дальше, да и количество боевых блоков, по утверждению генералов, на ней вырастет значительно. У РС-20В их 10, у военных принято говорить – «разделяющихся головных частей индивидуального наведения» (РГЧ ИН), а здесь может быть много больше. При нынешней точности наведения ракет их не нужно делать очень тяжелыми, и в забрасываемый вес в 8,5 тонны может поместиться, по нашим прикидкам, почти три десятка таких «головастиков». Очень удобно для преодоления любой, даже очень перспективной системы ПРО. Если такие наследники «Сатаны», утверждают генералы, придут ей на смену (это случится после 2018 года), то за РВСН и безопасность нашей страны можно не волноваться.