Чем питаться в тайге? Если человека, заблудившегося в тайге, преследуют охотничьи беды, силки и ловушки остаются пустыми, а рыба упрямо не желает клевать, ему придется обратиться к растительной еде. Она, естественно, не настолько питательна и сытна, как животная, но может в течение долгого времени поддерживать силы терпящих бедствие. В тайге, в особенности в летне-осенний период, можно всегда найти грибы, плоды кустарников, съедобные коренья, орешки, желуди. Но в особенности много в лесной чащобе различных ягод.
Многие ягоды вырастают везде в тайге на больших территориях. Подсчитано что, к примеру, био сбор брусники достигает 3 млн. т, черники — около 1,4 млн. т, клюквы — выше 600 тыс. т. Много в тайге деревьев и кустарников, дающих съедобные плоды.
К ним относится рябина (Sor-bus Aukuparia L.) — маленькое, до 15 м, дерево из семейства розоцветных, с гладкой серой корой и зелеными листьями, посаженными на один черенок. Шаровидные плоды, собранные в гроздья, созревают в октябре, приобретая красноватую либо оранжевую расцветку. В таежных районах Сибири и Далекого Востока встречаются густые заросли колющегося кустарника с оранжево-желтыми круглыми плодами, густо облепляющими концы веток. Это облепиха (Hippophea rhamnoides L.). Плоды ее созревают в сентябре — октябре, приобретая приятный кисловатый вкус.
Актинидия (Actinidia kolomikta) — жительница дальневосточной тайги, которую именуют амурским крыжовником, — длинноствольная лиана, обвивающая хвойные и лиственные деревья и стелющаяся по земле, образуя непролазные препятствия.
Ее плоды, созревающие к концу августа, похожие на вытянутые виноградины с ласковой ароматной мякотью, богаты витаминами. Так, в 100 г плодов содержится 980 мг аскорбиновой. Ее сородич — актинидия аргута (лиана с толстым, до 15 см, древовидным стволом) дает большие съедобные плоды. А к примеру, плоды актинидии джеральди добиваются размера огурца.
Посреди таежного разнотравья издалека на себя обращают свое внимание большие пурпуровые, с фиолетовыми пятнами цветочки на длинноватых, до полутора метров, стеблях. Это лилия кудреватая, либо саранка (Lilium mar-tagon L.). Ее мясистую луковку можно печь и отваривать.
Рогоз (Typha angustifolia L.). В воде, у берегов озер и болот, можно повстречать густые заросли этого растения с удлиненными бархатистыми цилиндрами цветов на длинноватых, практически безлистных стеблях, напоминающих шомпола. В еду употребляются сваренные либо поджаренные юные побеги, содержащие до 46% крахмала и 11% сахара, и мясистые корневища. Из желто-коричневой пыльцы цветов, смешанной с водой, готовят съедобную кашицу, из которой пекут маленькие хлебцы.
Обширно употребляются в еду плоды и семечки многих таежных деревьев — орешка, сосны и в особенности кедра. Полностью съедобны опавшие желуди, если их перед обжариванием на угольях за ранее вымочить в течение нескольких часов, 2 — 3 раза сменяя воду.
В лесах Приамурья и Хабаровского края, Кореи, Маньчжурии и Северного Китая встречается дерево с большими листьями, образующими густую крону. Это маньчжурский орешек (Juglans mandshurica Max.). Его плоды, снаружи напоминающие грецкий орешек, заключены в твердую, толстую скорлупу, покрытую гладкой зеленоватой кожицей. Ядро орешка невелико и составляет всего 17,7-20,5% его веса. Чтоб извлечь ядро, орешек, очищенный от кожицы, кидают в костер, пока скорлупа не потрескается.
Лимонник китайский (Schizandra chi-nensis Baill.) — кустарник-лиана с мясистыми округлыми листьями. Цветет лимонник с середины июля светло-розовыми цветами. Сочные, терпкие на вкус ярко-красные ягоды, собранные в плотные гроздья по 20 — 40 штук, созревают в конце сентября-октябре. Вещества, находящиеся в их, увеличивают бодрость, накапливают силы. Вырастает в лесах Сахалина, Далекого Востока, Северного Китая, Монголии.
Виноград амурский (Vitis amurensis Rupr.). Лиановидное растение с широкими резными листьями. Плодоносит достаточно большими темными (после созревания) ягодами, собранными в гроздья.
Обширно известен кустарник с перистыми листьями и изогнутыми колючками, образующий густые заросли. Это шиповник. Его сладковатые красноватые плоды могут не только лишь служить едой, да и содержат существенное количество витамина С.
Осенняя тайга изобилует грибами. Время от времени их можно практически косой косить. Но в других случаях без познания грибных мест можно остаться без обеда. Чтоб поиск грибов не оказался безуспешным, следует держать в голове, что они чаще встречаются у подножия деревьев с северной стороны, на покатых увалах редколесья, отлогих склонах маленьких оврагов, в суходольных рощах, на плоских пригорках. Сложно находить грибы посреди густой травы либо на плотном мху. Но нельзя забывать, что посреди съедобных грибов встречается много их ядовитых братьев, в ткани которых содержатся ядовитые вещества, вызывающие томные отравления. Чтоб избежать проблем, нужно твердо усвоить признаки, отличающие съедобные грибы от ядовитых. К примеру, ложный белый гриб отличают от белого гриба по грязновато-розовой расцветке трубчатого слоя на нижней стороне шляпки и по розовеющей на разломе мякоти. У белого гриба трубочки всегда белоснежные либо кремовые и только с годами они немного желтеют либо зеленеют, а мякоть на изломе всегда остается белоснежной, у белого гриба на ножке белоснежный сетчатый набросок в верхней ее части, а у ядовитого гриба этот набросок черно-бурый, отлично приметный на светлой ножке.
Неверные лисички в отличие от съедобных имеют медно-красные либо оранжевые шляпки с ровненькими без бахромы краями.
У ложных опят пластинки с фиолетовым цветом, желтоватые либо зеленовато-коричневые, а гладкая ножка не имеет соответствующего для опят пленчатого кольца.
Ядовитые мухоморы издалека заметны по ярко-красным либо оранжевым шляпкам, усеянным белоснежными точками. Но необыкновенную опасность представляет бледная поганка (Amanita phaloides). Отравления белой поганкой в 35-90% случаев оканчиваются смертельным финалом в итоге поражения организма высокотоксичными субстанциями — аманитагемолизи-ном и аманитатоксином. Поганка имеет зеленую полушаровидную либо плоскую шляпку с белоснежными пластинками. Узкая ножка снабжена у основания клубневидным утолщением и узким беловатым кольцом. Ткань гриба, если растереть меж пальцами, издает противный запах.
Чтоб гарантировать себя от грибных отравлений, идеальнее всего не есть грибы, съедобность которых вызывает сомнения. Вобщем, даже заранее применимые в еду, но лежалые, переспелые, испорченные грибы могут вызвать ненужные последствия, и ими лучше пренебречь. Есть различные способы изготовления грибов. Их выпекают, жарят, отваривают. Но при отсутствии соли блюда из их не могут вызвать гастрономических восторгов. Недаром Л. Репин — участник 17-суточного опыта в приенисейской тайге осенью 1977 г. — очень нелестно откликался о грибном супе без соли:
Если вникнуть, мерзость, естественно, эти грибы. Подозреваю, что любой из нас так же поразмыслил, но вслух мы высказали бодрую идея о том, что грибы все таки смачны и, главное, очень питательны.
С последней частью репинского замечания нельзя не согласиться, так как находящиеся в грибах белки (3 — 5%) и углеводы (5%) делают их принципиальным компонентом пищевого рациона в критериях автономного существования. Но энергетическая ценность их невелика — всего 20-4 0 ккал. Потому рационом из грибов и ягод можно покрыть только малозначительную долю энерготрат человека даже при умеренной физической работе.
По данным экспериментальных исследовательских работ по выживанию, проводившихся в дальневосточной тайге, калорийность еды, состоявшей в основном из грибов и ягод, не превосходила 1548 + 140 ккал за все семь суток. В итоге энергетический недостаток составлял 18 000 ккал, и участники опыта утратили в весе от 6 до 7 кг.
Но они все сохранили в протяжении всего времени высшую физическую и интеллектуальную работоспособность, отлично справляясь с контрольными заданиями и психическими тестами. Приобретенные результаты снова подтвердили необходимость и целесообразность использования даров природы, обеспечивающих постоянное поступление в организм белков и углеводов.