Вс. Ноя 24th, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

Швейцария известна развитой программой гражданской обороны (ГО). Например, швейцарцы предоставляют место в убежище практически каждому жителю и часто используются в качестве модели другими странами.

Немного статистики

Швейцария – федерация из 26 кантонов и 2.800 муниципалитетов, со столицей в Берне. Она не имеет выхода к морю и граничит с пятью соседями: Австрией, Францией, Италией, Лихтенштейном и Германией. Ее население составляло в 2008 году приблизительно 7.7 миллионов человек (94-е в мире), а территория – примерно 41.300 кв. км. (136-я в мире, меньше Московской области).

Экономика может быть охарактеризована следующими параметрами: ВВП(по ППС) составлял в 2007 году 301.181 миллиарду долларов (38-е место в мире), ВВП(по ППС) на душу населения составлял 41.264 доллара(6-е место в мире). Занятость населения составляла в 2008 году около 54% (примерно 4.2 миллиона человек), 72.7% которых работали в сфере услуг, 23.3% — в промышленности и 4% — в сельском хозяйстве.

Большая часть населения Швейцарии – христиане (41.8% — католики, 35.3% — протестанты, 1.8% — православные, 0.3% — иные ветви), 4.3% — мусульмане, 0.2% — иудеи, 5.2% — иные конфессии, 11.1% — не принадлежат ни к одной религии (данные 2000 года). В Швейцарии 4 официальных языка – немецкий (родной для 63.7% населения), французский (20.4%), итальянский (6.5%) и романшский (0.5%), 9% населения говорит на иных языках.

Армия нейтральной Швейцарии

Швейцария имеет давнюю традицию нейтралитета, каковой составлял основную сущность ее внешней политики с момента заключения Парижского Договора 1815 года. В частности, страна не входит в НАТО (а также любой другой военный блок), и согласилась стать членом ООН только в 2002 году, когда швейцарцы, наконец, убедились, что членство в ООН не поставит под сомнение столь высоко ценимые ими принципы нейтралитета. Однако, по словам Харрелла, «швейцарцы никогда не изменяли тем прекрасным военным традициям, которые делали их на протяжении веков столь желанными в качестве наемников, и «нейтралитет» означает, в случае Швейцарии, «вооруженный нейтралитет». Другими словами, Швейцарцы говорят, что их «нейтралитет отличается тремя основными свойствами – он полагается сам на себя, постоянен и вооружен».

Швейцарская конституция провозглашает, что «каждый мужчина-швейцарец обязан нести военную службу». Каждый мужчина-швейцарец обязан отслужить не менее 260 дней в вооруженных силах. Женщины могут служить на добровольной основе, но призыву они не подлежат. В настоящее время численность вооруженных сил Швейцарии составляет 140.000 человек (включая 20.000 человек, проходящих начальную подготовку), численность резерва составляет 80.000 человек.

Военный бюджет Швейцарии составлял в 1987 году 2.3% ее ВНП (Японии – 0.9%, Канады – 1.9%, Италии – 2.6%, ФРГ – 3.6%, США – 6%, СССР – 12%). В 2006 году военный бюджет Швейцарии составил 0.9% ее ВНП (США – около 4%).

Эволюция гражданской обороны Швейцарии

ГО Швейцарии была создана в 1934 году, когда были организованы «Войска Пассивной Обороны». Ее современная эра началась в 1959 году, когда большинство избирателей проголосовало за включение в конституцию статьи о ГО, парламент одобрил в 1962 федеральный закон о ГО, требующий обязательной службы в ГО от каждого здорового мужчины в возрасте от 20 до 60 лет, не призванного на военную службу, и позволяющий добровольную службу женщинам старше 16. Регистрация началась в 1965 году, примерно в то же время, когда была начата предусмотренная федеральным законом амбициозная программа постройки убежищ и был основано Федеральное Управление Гражданской Защиты.

Не будучи удовлетворенным адекватностью реакции швейцарской программы ГО на быстро развивающиеся угрозы современной войны, в 1966 Министерство Юстиции и Полиции созвало Комитет по Гражданской Обороне для исследования состояния дел, и, впоследствии, выпустило в 1971 году «Концепцию-1971 Гражданской Обороны Швейцарии». Этот документ, одобренный Федеральным Управлением Гражданской Защиты и Парламентом, стал краеугольным камнем ГО Швейцарии и послужил модернизации законов о ГО. Швейцарцы считают, что, даже в условиях ослабления напряженности между накопившими большие запасы оружия Западным и Восточным блоками, «конфликты всегда могут содержать зачатки ядерной войны»…Особенно, ввиду того, что программа постройки убежищ займет десятилетия, они считают, что приготовления должны вестись постоянно».

Харрелл указывает на то, что одним из основных выводов, сделанных в «Концепции-1971…», является акцент на защите населения. Так как переселение было сочтено невозможным (см. ниже), власти сконцентрировали все ресурсы на обеспечении всего населения убежищами (каковые весьма дороги) и противорадиационными укрытиями, затраты на которые поглотили большую часть бюджета ГО Швейцарии. «Приводя доводы в пользу убежищ, а не эвакуации, доклад утверждает: «Современные методы массового поражения, особенно, учитывая их применение с элементами внезапности, практически исключают для нашей страны возможность эвакуации населения в «безопасные» районы. Применение оружия массового поражения с воздуха или с территории сопредельных стран может угрожать всем регионам нашей страны, даже наименее заселенным. В условиях войны, гарантировать перемещение населения и его пропитание в центрах размещения будет невозможно. Более того, такая эвакуация может затруднить важнейшие действия, предпринимаемые для обеспечения национальной безопасности… Эвакуация большого масштаба для Швейцарии неэффективна и даже опасна» Швейцария имела неприятный опыт во Вторую Мировую Войну, во время которой ее территория подвергалась бомбовым ударам по ошибке, и прекрасно понимала, что это может повториться, на этот раз – с ядерным оружием.

Доклад 1971 года представил следующие основные принципы швейцарского взгляда на гражданскую оборону:

1. Все жители страны должны быть обеспечены убежищами.
2.
Хотя необходимо «забыть старую идею о том, чтобы предупредить атаку в достаточной степени», период кризиса расценивается как вероятный период перед ядерной атакой. Во время этого периода может быть произведено «превентивное и постепенное размещение в убежищах».
3.
Убежища должны обеспечивать пребывание в них в течение нескольких недель.
4.
Убежища должны быть простыми, но прочными по конструкции.
5.
Население эвакуироваться не будет.
6.
Должны быть разнообразные конструкции убежищ, это лучше, чем иметь дело с непредвиденными доработками, влияющими на эффективность любого проекта.
7.
Абсолютная защита недостижима, таким образом, убежища должны быть рассчитаны на то, чтобы выдержать избыточное давление ударной волны от 1 до 3 атмосфер и защитить от радиоактивных осадков, но не на то, чтобы выдержать пребывание в эпицентре взрыва.
8.
Для того, чтобы быть адекватными любым возможным угрозам, включая стихийные бедствия и другие чрезвычайные ситуации, ГО должна быть в достаточной степени гибка (идея двойного использования материалов и сооружений).
9.
Программа гражданской обороны требует детального финансового планирования.

К 1981 году, 75% жителей Швейцарии были обеспечены полностью оборудованными убежищами и 100% были обеспечено, по меньшей мере, временными убежищами. Все убежища предполагались к достройке в 1990-е.

Качество швейцарских убежищ общеизвестно. Согласно американскому физику британского происхождения Фримэну Джону Дайсону, «Качество швейцарских убежищ еще более впечатляюще, нежели их количество… Швейцарские убежища представляют собой массивные железобетонные конструкции, встроенные в фундаменты зданий». Согласно швейцарскому Федеральному Управлению Гражданской Защиты, обычное убежище находится в углу подвала, расположенного ниже уровня земли, построено из железобетона, имеет 40-см перекрытия, оснащено вентиляционной системой и противопылевым фильтром. Швейцария разработала несколько конструкций убежищ всех размеров, как частных, так и общественных, а вместе с ними конструкции защищенных командных пунктов и т.п. По-видимому, почти все швейцарские дома оснащены подвалами».

Согласно данным, доступным Харреллу в 1982, Швейцария завершила постройку 1.000 (из 2.000) защищенных командных пунктов, 570 (из 1.500) складов материалов и оборудования, подземных станций первой помощи и госпиталей. Подземные госпитали строились обычно вместе с обычными больницами. Данные 1982 года, говорят , что швейцарцы закончили строительство 78.000 (из планирующихся 130.000) защищенных госпитальных коек, 715 пунктов первой помощи, 279 станций первой помощи (включающих в себя склады медикаментов, операционные и морги), и 97 госпиталей для чрезвычайных ситуаций. Ввиду того, что швейцарцы не планируют участвовать в ядерной войне «на первых ролях», все эти сооружения строились не в предположении их использования для защиты ключевых военных производств.

В каком положении была в 1980-е Швейцария сравнительно с другими странами по своим расходам на гражданскую оборону на душу населения? Харрелл приводит следующие цифры:

Расходы на душу населения на ГО (примерно по 1980-м)

  • Франция – 0.15$
  • США – 0.75$
  • Великобритания – 1.15$
  • Италия – 2$
  • Дания – 6.5$
  • СССР – 11.3$
  • Швейцария – 33$

Гражданская оборона Швейцарии сегодня

Национальные интересы Швейцарии:

«Национальные интересы Швейцарии определяют задачи политики безопасности гражданской защиты. Статья 2 Федеральной Конституции ясно определяет, что Швейцарская Конфедерация защищает свободы и права народа и независимость и безопасность страны. Это включает в себя заботу об общем благе, внутренней сплоченности и культурном разнообразии страны, предоставлении равных возможностей для граждан везде, где это возможно, и гарантирование устойчивых запасов жизненно важных ресурсов.»

Цели и задачи гражданской защиты:

«Цели гражданской защиты состоят в защите населения и его жизненно важных ресурсов в случае стихийных бедствий , чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов. Гражданская защита предоставляет управление, защиту, спасение и помощь, и способствует ограничению ущерба и его возмещению. Для достижения этих целей, гражданская защита выполняет следующие задачи:

  • — Она гарантирует, что население информировано об опасностях, возможностях защиты от них и предпринимаемых для этого мерах.
  • — Она предупреждает и оповещает население, и издает инструкции, как оно должно действовать.
  • — Она осуществляет руководство
  • — Она координирует приготовления партнерских организаций
  • — Она гарантирует готовность сообразно времени и ситуации и усиление мероприятий в случае необходимости»

Швейцарцы определяют «стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации и атаки террористов» как основные опасности, которые угрожают сегодня Швейцарии. Их современное высокотехнологичное общество более уязвимо сейчас, чем когда-либо раньше. Швейцарцы оценивают вероятность чрезвычайной ситуации как высокую, причем таковая может произойти без какого либо или с краткосрочным угрожаемым периодом. Дополненная и исправленная «Концепция Гражданской Защиты», была принята швейцарским правительством 17 октября 2001 года, и, как и предыдущие концепции, является основой для соответствующего правового регулирования гражданской защиты. «Гражданская защита Швейцарии в настоящее время представляет собой интегрированную систему управления, защиты, спасения и помощи. Пять организационных ведомств, взаимодействующих при выполнении этих задач, полиция, пожарная служба, здравоохранение, технические службы и P&S (защита и обеспечение) отвечают за свои специфические задачи и обеспечивают взаимную поддержку. Швейцарские власти считают, что объединенное управление обеспечивает скоординированное планирование, подготовку и оперативное командование в случае применения» (цитата с сайта швейцарского посольства).

1 января 2002 года, Федеральный Совет издал новый «Федеральный Закон о Гражданской Защите и Защите и Обеспечении» (BZG), который федеральный парламент впоследствии одобрил 4 октября 2002 года с одним голосом против. Запрос по инициативе граждан, сделанный с использованием их законных прав, привел к референдуму по этому закону, на котором, 18 мая 2003 года, 80.6% швейцарцев высказались в его пользу.

Закон устанавливает обязательную подготовку для «выполнения долга защиты и обеспечения» всех мужчин-швейцарцев в возрасте от 20 до 40 лет, кто подходит по состоянию здоровья для службы защиты и обеспечения (исключая военных и призывников). Женщины в возрасте от 20 лет могут пройти подготовку добровольно. Базовая подготовка включает в себя, как минимум, двух- или трехнедельный курс определенных задач и курсы переподготовки каждый год. «В случае необходимости, призывники защиты и поддержки могут быть призваны для выполнения своих задач в службе защиты и поддержки».

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*