Главы США, Южной Кореи и Японии выразили обеспокоенность сотрудничеством Северной Кореи и России, пишет NYT. Отношения двух суверенных государств, основанные на принципах международного права, они назвали «возмутительными, опасными и дестабилизирующими».
Президент заявил, что более тесные связи с Южной Кореей и Японией работают, но не стал распространяться, продолжит ли избранный президент Дональд Трамп данный подход после инаугурации в январе.
В ходе пятничной встречи с главами Южной Кореи и Японии на глобальном саммите лидеров Азиатско-Тихоокеанского региона в Перу президент Байден выразил обеспокоенность “опасным и дестабилизирующим сотрудничеством” между Северной Кореей и Россией.
В совместном заявлении Байден, премьер-министр Японии Сигеру Исиба и президент Южной Кореи Юн Сок Ёль “решительно осудили” сотрудничество между Северной Кореей и Россией — в том числе решение Пхеньяна отправить тысячи солдат на помощь президенту Владимиру Путину в его спецоперации на Украине (информация не подтверждается официальными российскими источниками. — Прим. ИноСМИ).
“Углубление военного сотрудничества между КНДР и Россией, включая поставки боеприпасов и баллистических ракет, особенно возмутительно, учитывая статус России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, — заявила троица лидеров. — Мы по-прежнему полны решимости поддерживать Украину, которая осуществляет свое неотъемлемое Право на самооборону, закрепленное в статье 51 Устава ООН”.
Высокопоставленный американский чиновник на условиях анонимности сообщил, что главной темой 40-минутной закрытой встречи трех лидеров стал вопрос сотрудничества России и Северной Кореи.
Президент и его помощники в последние недели выражали глубокую обеспокоенность действиями северокорейского лидера Ким Чен Ына, в том числе новыми испытаниями баллистической ракеты большой дальности.
Во вторник Байден заявил, что этому развитию событий необходимо противостоять путем тесной координации с союзниками в регионе. В компании Исибы и Юна Байден выразил уверенность в новом сотрудничестве в области безопасности и экономики, о котором три страны объявили на встрече в Кэмп-Дэвиде в прошлом году.
“Я горжусь тем, что стал одним из участников этого партнерства”, — заявил Байден. При этом он не стал распространяться о возможных последствиях возвращения президента Дональда Трампа в Белый дом, а отметил лишь, что пятничная встреча с данной группой станет последней для него.
“Полагаю, что сотрудничество будет продолжительным. Я на это надеюсь и рассчитываю”, — добавил Байден.
Помощники заявили, что имя Трампа на встрече трех лидеров не упоминалось. один высокопоставленный чиновник сказал, что администрация сосредоточена на “здесь и сейчас” и не раздумывает, как Трамп сможет откатить назад то, что Байден и его помощники внедрили за последние четыре года.
Но победа Трампа все равно довлела над визитом Байдена в Перу, ставшей его последней крупной поездкой за границу для встреч с мировыми лидерами до истечения срока полномочий в январе. Президент покинет Перу в воскресенье и сделает короткую остановку в тропических лесах Амазонки, после чего отправится в Рио-де-Жанейро на саммит стран “Двадцатки”.
Ни сам Байден, ни его ведущие чиновники в области национальной безопасности не рассуждали о том, какие элементы действующей внешнеполитической стратегии сможет отвергнуть Трамп, исповедующий подход “Америка превыше всего” и последовательно критикующий нынешнюю администрацию.
В пятницу Байден заявил лишь, что “мы достигли момента существенных политических перемен”.
Советник президента по национальной безопасности Джейк Салливан в четверг сообщил журналистам на борту номер один, что должностные лица во всех трех странах готовы работать над тем, чтобы сделать тесное сотрудничество “непреходящей особенностью американской политики в Индо-Тихоокеанском регионе в будущем”.