- сеть Сопротивления против Сети Инклюзивности
- Украина пытается вырваться на Запад
- Не отвертеться Америке от войн
- Лучшая сделка: украинцы гибнут вместо натовцев
- Завтрак с Христей Фриланд
- 1979 — год рождения двух сетей на Ближнем Востоке
- Бог послал принца
- Ослабить и Россию, и Иран
- Персы со звездами Давида
- Не за Газу, а за Иран!
Современную геополитику можно свести к борьбе двух Сетей, пишет Томас Фридман в NYT. Первая — это западная «ось Инклюзивности», вторая — «сеть Сопротивления», во главе с Россией и Ираном при поддержке КНР и глобального Юга. Фридман обвиняет вторую группу в войнах. Но почему-то все войны на Ближнем Востоке с 1990 горда начали США.Томас Фридман
Есть много способов объяснить два крупнейших конфликта, кипящих в сегодняшнем мире, но у меня есть собственная краткая версия. Она такова: с одной стороны, Украина хочет присоединиться к Западу, плюс Израиль хочет экономически слиться с богатым арабским Востоком. А, с другой стороны, Россия с помощью Ирана пытается остановить движение Украины на Запад, плюс Иран и ХАМАС пытаются навеки отрезать Израиль от богатой части арабского Востока.
Хотя эти два фронта военных конфликтов могут выглядеть очень разными, на самом деле у них много общего. Они отражают титаническую геополитическую борьбу между двумя противоборствующими группами стран и негосударственных субъектов за то, чьи ценности и интересы будут доминировать в нашем пост-военном мире, который придет на смену «миру после холодной войны» (автор употребляет неологизм post-post-Cold War world", подчеркивая, что моделируемая им ситуация сложится в будущем, после нашей эпохи, воспринимавшейся как фаза истории, наступившая после долгого противостояния СССР и США — прим. ИноСМИ) . Теперь, ретроспективно, мы видим, что это была относительно стабильная эпоха Pax Americana, эпоха глобализации при доминировании США. Она началась с падения Берлинской Стены в 1989 году и распада советского блока, главного соперника Америки в холодной войне.
Да, это необычный геополитический момент.
Сеть Сопротивления против Сети Инклюзивности
С одной стороны — есть группа стран под названием сеть Сопротивления, решившая посвятить себя сохранению закрытых авторитарных систем, в которых прошлое хоронит будущее. На другой стороне находится Сеть Инклюзивности, пытающаяся создать более открытые, взаимосвязанные, плюралистические системы, в которых будущее хоронит прошлое. Какая из этих сетей победит в этой борьбе — вот что определит основные черты уже начавшейся новой эпохи — эпохи пост-послевоенной, пришедшей на смену не только холодной войне и наступившему вслед за ней послевоенному периоду Pax Americana.
(А если вы следите за мировыми новостями, то знаете, что Китай под руководством Председателя КПК Си Цзиньпина пытается внедриться в обе сети, заодно распространив влияние на то, что стало теперь называться Глобальным Югом. Сердца представителей Глобального Юга, а при возможности и их кошельки, чаще всего тянутся к Сети Сопротивления. Зато их головы по прагматическим соображениям предпочитают Инклюзивность.)
Украина пытается вырваться на Запад
Украина пытается вырваться из удушающей сферы влияния России и стать частью Евросоюза. А Владимир Путин пытается не допустить этого, потому что он знает: если восточнославянская Украина — с ее огромными инженерными талантами, готовой сражаться на земле армией и сельскохозяйственной «хлебницей» — станет частью европейской сети, его путинская «автократия для славян» окажется более изолированной и лишенной легитимности, чем когда-либо. Тем не менее Путина будет нелегко победить, особенно при наличии у него военной поддержки в виде оружия со стороны его сетевых союзников — Ирана и Северной Кореи. Не надо забывать и о пассивной поддержке России со стороны Китая, Белоруссии и многих стран Глобального Юга, которые к тому же жаждут его дешевой нефти. (На самом деле Россия ни при Ельцине, ни при Путине не выступала против интеграции Украины с ЕС и другими западными партнерами. Россия возражала только против членства Киева в НАТО и против его союза с ЕС и США на основе общей ненависти к России — прим. ИноСМИ.)
Израиль пытался добиться нормальных отношений с Саудовской Аравией, которая является воротами во многие арабские государства Ближнего Востока и мусульманские государства Южной Азии, с которыми у Тель-Авива до сих пор нет официальных дипломатических контактов. Но не только израильтяне жаждали увидеть момент, когда самолеты авиакомпании «Эль-Аль» и израильские техспецы приземляются в Эр-Рияде. Саудовская Аравия под руководством наследного принца Мухаммеда ибн Салмана сама стремится стать гигантским хабом в экономической паутине, которая свяжет Азию, Африку, Европу, арабский мир — и Израиль — в единую сеть с центром в Саудовской Аравии. У Мухаммеда ибн Салмана есть