У украинских уклонистов появилось больше поводов для беспокойства. Хотя скандальный законопроект о мобилизации отозвали, в стране сложился консенсус о изменении возраста призыва, сообщает NRK. «Тревожно ли мне? Еще бы!» — прокомментировал ситуацию молодой украинец.
Кари Шейе (Kari Skeie), Фруде Фьердингстад (Frode Fjerdingstad)
По подсчетам самих ВСУ, в грядущем году Украине потребуется до полумиллиона свежих солдат.
25-летний “Сергей” (имя изменено) сидит у себя в небольшой квартире в центре Киева, плотно натянув на голову капюшон толстовки.
Дать интервью он согласился только на условиях анонимности.
Непросто заявлять во всеуслышание о нежелании служить в стране, которой отчаянно нужны новые солдаты.
“Я боюсь умереть. Меня берет страх от одной лишь мысли, что я окажусь на передовой. Психологически становится очень тяжело”, — заявил Сергей.
долго время он надеялся, что его не призовут. Но он нервничает и переживает, как сложится новый год.
Накануне Рождества появилась новость, что в 2024 году ВСУ может потребоваться от 450 000 до полумиллиона свежих солдат.
Три недели назад украинское правительство представило 72-страничный законопроект о мобилизации.
Предложение разожгло горячие споры и вызвало резкую критику в адрес правительства президента Зеленского.
Настолько острую, что на прошлой неделе предложение пришлось отозвать.
Можно лишиться водительских прав
Критики считают, что законопроект не только противоправен, но и может усугубить коррупцию в стране.
Но правительство возражает: по его мнению, Украине необходимо принять решительные меры, чтобы гарантировать, что страна сможет защитить себя в конфликте с Россией.
В предварительной версии законопроекта предлагалось лишать “отказников” водительских прав и запретить им брать .
Кроме того, мобилизации по нему подлежали даже инвалиды некоторых категорий.
“В этом предложении было несколько проблемных моментов. Некоторые его части могут противоречить конституции”, — говорит депутат Алексей Гончаренко.
В Верховной Раде, национальном собрании Украины, он представляет “Европейскую солидарность”, одну из крупнейших оппозиционных партий.
Предложение отправили на доработку обратно в правительство, но серьезные изменения в любом случае назрели.
Министр обороны Рустем Умеров сказал, что новый вариант будет представлен очень скоро, и подчеркнул необходимость безотлагательных действий.
Помимо прочего, сформировался широкий консенсус, что возраст призыва будет снижен с 27 до 25 лет. Пока что украинские мужчины до 27 лет могли пойти на службу добровольно, но обязательной мобилизации не подлежали.
А это значит, что вскоре повестка может прийти и 25-летнему Сергею.
“Тревожно ли мне? Еще бы! Всем сейчас тревожно”, — говорит он.
Измотанные солдаты, которым за 40
Украине нужно живой силы не только больше, но и моложе. По словам министра обороны Великобритании, сегодня средний возраст солдата на передовой перевалил за 40.
Многие из тех, кто пошел на фронт добровольцем после начала российской спецоперации 24 февраля 2022 года, измотаны до крайности.
Все чаще раздаются голоса, чтобы тех, кто больше не может, демобилизовали. Скоро это может стать реальностью.
«
Сегодня так сложилось, что мобилизованные даже не знают, когда смогут вернуться домой. Они в строю на неопределенный срок. Многие воюют уже почти два года и очень устали. Они должны получить хоть какое-то облегчение. Это будет справедливо и для них самих, и для их семей», — говорит Гончаренко.
Гончаренко предлагает закрепить Право на демобилизацию после полутора лет службы, а правительство — после трех.
Бегство из страны
Сегодня в рядах ВСУ служит около 850 000 солдат. Осенью прошлого года американские источники подсчитали, что почти за два года боевых действий 70 000 человек погибло, а 120 000 получили ранения.
В то же время тысячи мужчин, не желающих воевать, бежали из страны или получили “белый билет”, заплатив продажным военным комиссарам.
Политики обсуждают все более жесткие меры, чтобы обеспечить достаточный приток живой силы на фронт, однако Сергей не оставляет надежды, что его все же не призовут.
“Я понимаю, что иногда приходится делать трудный выбор. Если моей стране приходится воевать, но и мне ничего другого не останется”, — заключил он.