Специальная комиссия, созванная Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), пришла к выводу, что новый коронавирус, выявленный на Ближнем Востоке, вызывает сильное беспокойство, но пока не мирового масштаба.
На сегодня ближневосточным респираторным синдромом (Middle East respiratory syndrome, MERS) заболели 82 человека. 45 из них скончались.
Первое заседание комитета состоялось на прошлой неделе. 15 специалистов должны были решить, стоит ли рекомендовать правительствам ограничить поездки в страны Ближнего Востока и принять другие меры, чтобы предотвратить распространение MERS. ВОЗ имеет право на подобные рекомендации в экстренных случаях в соответствии с Международными медико-санитарными правилами.
Вчера, 17 июля, после четырёхчасовой телеконференции группа единогласно решила, что бить в мировой набат ещё рано. «Тем не менее следить за развитием ситуации нужно очень внимательно», — подытожил Кейдзи Фукуда, помощник генерального директора ВОЗ по вопросам безопасности в области здравоохранения и окружающей среды.
Принято очень правильное решение, считает Майк Остерхольм, директор Центра исследований в области инфекционных болезней Миннесотского университета (США). Но это не значит, что волноваться не о чем. Специалист отмечает, что, к сожалению, нынешняя номенклатура подразумевает только два варианта: «ничего страшного» и «на грани гуманитарной катастрофы». Если ВОЗ не объявила чрезвычайную ситуацию, многие могут подумать, что можно сидеть сложа руки. Поэтому г-н Остерхольм призывает к выработке новой системы оповещения с более подробной градацией степени опасности новых вирусов.
Дэвид Фидлер, эксперт по международному праву и глобальному здравоохранению из Индианского университета (США), не согласен с теми, кто считает, что ВОЗ поступила правильно, решив не спешить. По его словам, Международные медико-санитарные правила определяют чрезвычайную ситуацию как такую, которая «представляет риск для здоровья населения в других государствах в результате международного распространения болезней» и «может потребовать скоординированных международных действий». Г-ну Фидлеру не ясно, чем вирус MERS не угодил специальному комитету: «Разве он не угрожает здоровью населения в других государствах в мировом масштабе? Разве он не требует скоординированных международных действий?»
Более того, в мае на Всемирной ассамблее здравоохранения генеральный директор ВОЗ Маргарет Чен назвала MERS угрозой для всего мира. Г-н Фидлер не понимает, как это заявление согласуется с нынешним решением.
Если не произойдёт ничего экстраординарного, комитет соберётся теперь только в сентябре. По словам г-на Фукуды, организация готовит советы для путешественников от своего имени.
Изучение вируса MERS продолжается. До сих пор не обнаружен его «животный резервуар», то есть он заражает только человека. Неизвестно и то, каким образом люди подхватывают инфекцию, каково её распространение в лёгкой и бессимптомной форме.
Подготовлено по материалам ScienceNOW.