- История Су-27
- Конструкция Су-27
- задачи “Фланкера”
- Наследие Су-27
Авиаконструкторам, разрабатывавшим Су-27, удалось создать мощную платформу, ставшую основой для следующих серий истребителей, пишет The National Interest. Но и сам по себе Су-27 до сих пор очень хорош, ему по праву принадлежит почетное место в истории авиации.Брэндон Вайхерт
История Су-27 (по классификации НАТО: Flanker) уходит корнями в конец 1960-х, когда Советский Союз сполна осознал угрозу, исходящую от крепнущей мощи американских боевых самолетов четвертого поколения. МиГ-29 КБ Микояна уже разрабатывался как легкий перехватчик ближнего действия, но советским ВВС был нужен более тяжелый самолет дальнего действия — как для господства в воздухе, так и для загоризонтных ударов.
Таким образом, КБ Сухого под руководством главного конструктора Михаила Симонова было поручено реализовать смелую программу и разработать истребитель, отвечающий всем этим требованиям. В результате получился Су-27.
История Су-27
Развивая идеи своих предшественников, но при этом впитав в себя значительные усовершенствования и передовые технологии, первый прототип Су-27 с шифром Т-10 поднялся в воздух в 1977 году. Первые же испытания выявили серьезные недостатки в производительности и устойчивости, и последовала серьезная переработка. Преобразившийся Т-10С, впоследствии легший в основу серийного Су-27, дебютировал в 1981 году.
После обширных испытаний и доработок самолет официально поступил на вооружение советских ВВС в 1985 году, однако полной эксплуатационной готовности достиг лишь в 1990 году из-за сложности систем и политических потрясений позднесоветской России.
Конструкция Су-27
Планер Су-27 имеет схему “крыло-фюзеляж” с плавным сопряжением, большими стреловидными крыльями и двумя вертикальными стабилизаторами, что обеспечивает ему исключительную подъемную силу и устойчивость как на высоких, так и на низких скоростях. Это аэродинамическое превосходство позволяет Су-27 выполнять сложные маневры и фигуры высшего пилотажа вроде знаменитой “Кобры”, когда самолет увеличивает тангаж, вплоть до запрокидывания назад, но при этом сохраняет прежнее направление полета и не допускает сваливания — красноречивое свидетельство его сверхманевренности.
Су-27 оснащен двумя турбовентиляторными двигателями АЛ-31Ф от НПО “Сатурн”, каждый из которых выдает на форсаже тягу в 12 500 кгс. Эти двигатели обеспечивают “Фланкеру” максимальную скорость свыше 2,35 Маха (около 2 500 километров в час), и боевой радиус в 1 500 километров.
На большой дальности самолет считается поистине смертоносным. Электродистанционная система управления полетом, передовая для своего времени, повышает маневренность и компенсирует присущую самой конструкции нестабильность, которая и позволяет выполнять столь сложные и динамичные маневры.
Что же касается бортового радиоэлектронного оборудования, то, по последнему слову тогдашней эпохи, Су-27 имел аналоговую систему с мощным импульсно-доплеровским радаром Н001 “Меч”. Данный радар мог отслеживать несколько целей на большом расстоянии.
Вооружение Су-27 включало 30-мм пушку Грязева – Шипунова ГШ-30-1. Кроме того, самолет мог нести впечатляющий набор ракет класса “воздух – воздух”, включая Р-27 и высокоманевренную Р-73, что, с одной стороны, увеличивало его возможности загоризонтных атак, а, с другой, позволял вести воздушные бои с боевыми самолетами НАТО накоротке.
Задачи “Фланкера”
Конец холодной войны перечеркнул первоначальную миссию Су-27 — перехватывать и уничтожать американские боевые самолеты четвертого поколения F-15: в воздухе они так и не встретились. После распада Советского Союза флот Су-27 поделили государства-преемники, львиная доля досталась России и Украине.