Высокотехнологичная система слежки за палестинцами делает прорыв боевиков ХАМАС на улицы израильских городов совершенно немыслимым событием, пишет Guardian. Израильтяне напуганы случившимся. Палестинцы с не меньшим ужасом ждут, что будет дальше.Питер Бомон
Внезапное нападение ХАМАС на Израиль в 50-ю годовщину войны Судного дня навсегда войдет в историю как провал израильской разведки.
Всего за несколько часов десятки боевиков из сектора Газа прорвались через пограничные заграждения в южные районы Израиля, чего военные страны совершенно не ожидали.
Продвигаясь вперед сразу в нескольких местах, боевики похищали и убивали израильтян в южных приграничных районах, снимая свои нападения на видео. Тележурналист из сектора Газа записал репортаж со стендапом прямо с места событий, находясь на израильской территории, что ранее было бы совершенно немыслимо.
Хотя картины тысяч ракет, пронзающих небо, уже успели стать привычными за годы конфликта с периодическими обострениями боевых действий вокруг сектора Газа, кадры того, как штурмовые группы ХАМАС перемещаются по улицам таких населенных пунктов, как Сдерот, взрывая ворота кибуца и стреляя по проезжающим мимо машинам и пешеходам, — это сцены, которые ранее были незнакомы большинству израильтян, успевших привыкнуть к непродолжительным атакам в своих городах.
При этом удивляет то, что Израиль ведет за палестинским обществом слежку чрезвычайно высокотехнологичными и всепроникающими средствами. Более того, наблюдение за деятельностью ХАМАС является одной из приоритетных задач для сил безопасности.
В 2014 году информаторы из израильского подразделения радиоэлектронной разведки 8200 рассказали газете Guardian и другим СМИ, что сеть, созданная для поисков и взаимодействия с источниками, обеспечивает практически полный охват и помогает эффективно выполнять задачу по выявлению потенциальных информаторов на оккупированных палестинских территориях.
Им было приказано искать людей, имеющих финансовые трудности или проблемы со здоровьем, а также людей, которые подвергаются сексуальному насилию. Эти усилия реализовывались в том числе в ходе бесед пограничников с палестинцами, которым разрешали покинуть сектор Газа.
Члены военизированных группировок, находящиеся в израильских тюрьмах, тоже всегда были объектами работы израильской разведки. Именно поэтому тот факт, что Израиль не знал о планировавшемся нападении ХАМАС, вызывает столь сильное удивление.
Израильская индустрия технологий ведения слежки является одной из самых передовых в мире, о чем свидетельствует скандал со шпионской программой Pegasus. Несмотря на это, разведка Израиля каким-то образом пропустила приготовления ХАМАС.
Стоит отметить, что ХАМАС, всегда демонстрировавший решительность и способность к долгосрочному планированию, стал гораздо более умело адаптироваться к военным вызовам, с которыми он сталкивается. Он тратит огромное количество усилий на планирование и выявление слабых мест Израиля, и силам обороны страны об этом хорошо известно.
Хотя из предыдущих раундов боевых действий в Газе известно, что ХАМАС работает над созданием независимых и резервных сетей военной связи, включая собственные ретрансляционные системы, случившееся указывает на два важных момента.
Во-первых, это нападение было спланировано с соблюдением всех мер обеспечения секретности не только внутри ХАМАС, но и внутри соперничающих группировок в секторе Газа. Это совершенно беспрецедентное явление, если сравнивать произошедшее с предыдущими раундами боевых действий, когда израильская разведка как минимум в общих чертах знала о форме и масштабах наращивания потенциала ХАМАС.
Военные аналитики уже отметили, то ХАМАС, вероятно, использовал дезинформацию и различные обманные шаги, а также шок от атак сразу с нескольких направлений, — в том числе ракетные удары и скрытное проникновение на территорию Израиля, — чтобы вызвать максимальный хаос.
Совершенно очевидно, что израильская разведка упустила из виду приготовления ХАМАС к нападению на нескольких этапах — на этапе планирования, накопления материальных запасов и, что самое важное, в момент непосредственно накануне нападения ХАМАС, когда боевики собирались в группы и приближались к приграничным районам, которые контролируются регулярными патрулями, камерами, датчиками колебаний земли и минипушками с дистанционным управлением, находящимися в тех местах, где прежде боевики уже пытались штурмовать пограничные заграждения.