Всплеск заболеваемости диабетом 1 типа у детей и подростков во время пандемии коронавируса открыл перед исследователями новые перспективы для изучения его причин, пишет Nature. Одни считают виновником вирус SARS-CoV-2, другие не столь в этом убеждены.
Клэр Уотсон (Clare Watson)
исследование более 38 000 молодых людей подтвердило то, что исследователи начали подозревать еще раньше: пандемия кооронавируса спровоцировала скачок заболеваемости диабетом 1 типа у детей и подростков. Сначала исследователи полагали, что рост вызван самим вирусом, но оказалось, что это, по всей видимости, не так. Однако поскольку сам механизм появления диабета 1 типа остается загадкой, результаты предлагают исследователям новые возможности для его изучения.
Опубликованный 30 июня в журнале Американской медицинской ассоциации анализ подытожил данные 17 предыдущих исследований и показал, что заболеваемость диабетом 1 типа среди детей и подростков в возрасте до 19 лет в течение 2020 года, первого года пандемии, оказалась примерно на 14% выше чем годом ранее. На второй год пандемии заболеваемость возросла еще больше, увеличившись по сравнению с 2019 годом на 27%.
«
Заболеваемость оказалась намного выше, чем мы ожидали», — говорит старший автор исследования Рейзел Шульман, эндокринолог из Научно-исследовательского института детских болезней в канадском Торонто. До пандемии коронавируса заболеваемость диабетом 1 типа у детей росла устойчивыми темпами примерно на 2–4% в год.
«
Мы внезапно увидели десятикратное увеличение, — говорит Клеменс Камрат, исследователь диабета из Университета Юстуса Либиха в немецком Гиссене. — Скачок, безусловно, значительный. Причем его темпы и охват ранее считались немыслимыми».
Сезонные волны
Диабет 1 типа возникает, когда собственная иммунная система организма уничтожает клетки поджелудочной железы, вырабатывающие инсулин, который регулирует уровень сахара в крови. В результате уровень сахара начинает опасно колебаться. В долгосрочной перспективе это может привести к повреждению кровеносных сосудов, что, в свою очередь, чревато слепотой, почечной недостаточностью, сердечным приступом или повреждением нервов — причем в худшем случае это заканчивается ампутацией конечностей.
О том, что коронавирус может вызвать диабет 1 типа, исследователи впервые забили тревогу еще в первые месяцы пандемии, заметив рост новых случаев в ряде стран. Еще одно исследование также зафиксировало всплеск новых диагнозов диабета спустя несколько месяцев после пика заболеваемости коронавирусом.
С тех пор сбору доказательств, что вирус SARS-CoV-2 попутно вызывает всплеск заболеваемостью диабетом или наносит существенный вред клеткам поджелудочной железы, были посвящены многочисленные исследования.
Шульман и ее коллеги ограничили свой анализ теми из них, чьи данные охватывают как минимум год, предшествующий пандемии, и последующий год. Кроме того, они включили лишь те исследования, где оговаривается размер изучаемой популяции, а не только количество случаев — «чтобы мы могли понять, был ли рост заболеваемости в действительности или нет», объясняет Шульман.
Помимо подтверждения, что заболеваемость диабетом 1 типа у детей за первые два года пандемии выросла, они также обнаружили, что она поколебала сезонность детского диабета 1 типа. Обычно работоспособности имеет четкие сезонные закономерности — зимой число новых случаев, как правило, выше, чем в летние месяцы.
Проанализировать же показатели диабета 2 типа у детей команда не смогла: не нашлось исследований с достаточным массивом данных. Диабет 2 типа развивается, когда поджелудочная железа не вырабатывает достаточного количества инсулина, и организм перестает на него реагировать. Факторы риска здесь — малоподвижность и ожирение.
Метаанализ подтвердил, что у детей с диагнозом диабет 1 типа социально полезной деятельности">заболевание, как правило, протекало в более тяжелой форме, чем прежде. Заболеваемость диабетическим кетоацидозом, потенциально смертельным осложнением впервые выявленного диабета 1 типа, выросла с 2019 по 2020 год на 26% — вероятно, из-за того, что пациенты не решались или не имели возможности вовремя обратиться за неотложной помощью при выявлении ранних симптомов. Диабетический кетоацидоз можно предотвратить, но если он все же возникнет, последствия будут долгосрочными, так что «на самом деле это один из важнейших выводов этого исследования», подчеркивает Шульман.
Причины неизвестны
Чем именно вызван столь резкий рост заболеваемости диабетом и как долго эта тенденция продлится, пока неизвестно, говорит Шульман. Необходимы более долгосрочные исследования, чтобы понять, стабилизируется ли заболеваемость, падает или, и наоборот, увеличивается, соглашается Сатиш Тирунавуккарасу, эпидемиолог и специалист по диабету из Университета Эмори в Атланте, штат Джорджия.
Но другие исследователи не столь убеждены в правомочности выводов. Так, эпидемиолог Ларс Стене, специалист по факторам риска развития диабета из Норвежского института общественного здравоохранения в Осло, считает скачок заболеваемости на 14% всего за один год «неправдоподобным». Он говорит, что общемировая заболеваемость в любом случае сильно колеблется из года в год, и между изучаемыми странами могут существовать десятикратные различия.
Что же касается первопричины, то Камрат, автор комментария к метаанализу на правах приглашенного специалиста, считает «весьма маловероятным», чтобы вирус SARS-CoV-2 повреждал клетки поджелудочной железы у детей напрямую. Исследования в Финляндии, Шотландии и Дании также не смогли связать коронавирусную инфекцию с ростом заболеваемости диабетом 1 типа напрямую.
Если параллельная пандемия диабета вызвана не вирусом, уничтожающим клетки поджелудочной железы, рассуждает Шульман, то это стимул для исследователей изучить и другие факторы, которые могут быть причиной многолетнего роста заболеваемости детским диабетом, наблюдавшимся задолго до пандемии.
Тирунавуккарасу наиболее вероятным объяснением считает, что спровоцированная коронавирусом атака иммунной системы на поджелудочную железу разворачивается на фоне других инфекций — в частности, энтеровирусов и гепатита B.
Он отмечает, что распространенность идиопатической формы сахарного диабета 1 типа, при которой иммунная система не вырабатывает время пандемии не изменилась. Это говорит о том, что скачок заболеваемости иммуноопосредованным диабетом 1 типа у молодежи связан с усилением аутоиммунных атак вследствие изменения окружающей среды или образа жизни, подчеркивает Камрат.
Пандемия могла ускорить развитие диабета 1 типа у детей, которые уже находились в группе риска. Кроме того, в пандемию у детей могли участиться аутоиммунные работоспособности">заболевания, предполагает Шульман. Карантин и социальное дистанцирование могли ослабить воздействие других респираторных вирусов помимо собственно коронавируса, тем самым непреднамеренно устранив некий неизвестный защитный механизм, размышляет она.
Исследователи изучают и другие возможные факторы, в том числе употребление продуктов высокой степени переработки, излишний вес и изменения во влияющей на иммунитет микрофлоре кишечника. «Рацион питания меняется, ожирение растет», — говорит Тирунавуккарасу, — особенно в странах с низким и средним уровнем дохода вроде Индии и Бангладеш, где заболеваемость детским диабетом росла задолго до пандемии. «Однозначного ответа на данный вопрос нет», — заключает он.