На авиасалоне в Китае впервые в истории представлены три класса истребителей пятого поколения, разработанные за пределами США, пишет MWM. По мнению летчика-испытателя Су-57 и героя России Сергея Богдана, преимущество – за его самолетом.
Авиасалон в Чжухае 2024 года (полное название: Китайская международная авиационная и аэрокосмическая выставка) первым в истории собрал одновременно три класса истребителей пятого поколения. Что характерное, все три разработаны за пределами США: это российский Су-57 и китайские J-20 и J-35. Таким образом в Чжухае были представлены три четверти истребителей этого поколения в мире, находящихся в производстве (четвертый — американский F-35). И если J-20, новый костяк китайского флота, появляется в Чжухае с 2016 года, вскоре после того, как первые серийные истребители были поставлены ВВС Китая, то Су-57 и J-35 — дебютанты. Поскольку J-20 сегодня многими считается ведущим истребителем завоевания превосходства в воздухе и зарезервирован исключительно для внутреннего использования ВВС Китая, присутствие Су-57 и J-35 (оба идут на экспорт), подстегнуло сравнение двух самолетов, которые вскоре смогут соперничать на международных рынках.
Сравнивая оба истребителя, летчик-испытатель Су-57 и герой России Сергей Богдан объяснил, почему он считает, что преимущество за его самолетом. “Мы от конкурентов никогда не отстаем. Учитывая то, что мы свое оружие создаем против каких-то конкурентов, имея некий временной интервал, и чуть позже выходим на эту площадку, то мы учитываем многие вещи. Наши авиационные комплексы всегда имеют конкурентные преимущества. По моему мнению, самолет пятого поколения Су-57 превосходит существующие в мире. Что касается представленного нового китайского самолета J-35, к сожалению, на авиакосмических салонах и авиашоу можно посмотреть только аэродинамические характеристики, в целом. С точки зрения маневренности, устойчивости, управляемости, наши конкуренты, соперники, к сожалению, не все показывают, не все демонстрируют. Но из того, что показано, российские самолеты всегда показывают несколько больше”, — заявил Богдан.
Богдан добавил, что Су-57 “уже практически полностью испытан, что касается летно-технических характеристик, маневренности, устойчивости и управляемости”. “Его вооружение также было доведено до совершенства, мы продолжаем испытывать новые типы ракет и оружия”, — добавил Богдан.
По его словам, это достойный преемник Су-27 (по классификации НАТО: Flanker или “Фланкёр”), который появился на первом в истории Чжухайском авиасалоне в 1996 году как ведущий на тот момент истребитель завоевания превосходства в воздухе в мире.
Богдан добавил, что самолет Су-57 “обладает великолепнейшими характеристиками аэродинамики, устойчивости, управляемости и прочности” при выполнении задач, присущих самолету пятого поколения. “Его вооружение находится внутри, мощное, высокой дальности действия, оборонительные возможности также замечательны. Поэтому это очень достойный самолет с огромными глобальными перспективами”, — пояснил он.
В своей оценке Богдан подчеркнул высочайший уровень маневренности Су-57 — области, в которой он ранее не имел равных среди истребителей своего поколения, но вскоре, как ожидается, столкнется с конкуренцией со стороны китайского J-20B с новыми двигателями WS-15 и системой управления вектором тяги.
При сравнении Су-57 с J-35, по общему мнению, новый китайский истребитель получит некоторое преимущество, отражающее гораздо более сильные позиции китайского технологического сектора в таких областях, как материаловедение и электроника, при этом ожидается, что J-35, как и J-20, получит более сложный радар.
Различия в авионике между китайскими и российскими самолетами уже очевидны, в первую очередь из-за внедрения в J-35 радиолокационной системы с распределенной апертурой для улучшения ситуационной осведомленности — ранее эта функция наблюдалась лишь на J-20 и F-35. Поскольку этим двум самолетам предстоит делить экспортную клиентуру, J-35 и Су-57 во многих отношениях станут основными конкурентами на международных рынках. При этом у России есть преимущество в виде обширных боевых испытаний своего истребителя, а у Китая — в виде более крупной и более зрелой промышленности истребителей нового поколения, которая уже построила более 300 самолетов и эксплуатирует их более чем в два раза дольше.