Собственно сам бункер находится над селом Верхняя Грабивница, на расстоянии чуть больше полутора километров от укрытия на перевале Уклин. По всей видимости, это самый сохранившийся и наиболее ценный в историческом смысле объект оборонных укреплений Линии Арпада на территории современного Закарпатья.
Дух захватывает уже у входа, когда из-за поворота показывается огромная бетонная громадина, вросшая в гору.
Вход в бункер крупным планом. Дверь послевоенных времен. Побелка сделана современными реставраторами, пытавшимися облагородить бункер для использования в туристических целях. Доски, валяющиеся на траве, остатки их деятельности.
Часть передней бункерной стены заросла травой, кустами и деревьями. Но если пройтись немного влево, заметно продолжение бункерной стены.
Первое что бросается в глаза при входе в бункер, это масса торчащей из стен арматуры толщиной в большой палец.
Особенно заметно разрушение бетона в зонах, обильно смачиваемых грунтовыми водами, которых в бункере особенно много после дожня.
Несколько ходов в соседние помещения объекта замурованы. В них через стенку пробиты небольшие отверстия. Интересовавшиеся заглянули в соседнее помещение, не нашли ничего интересного и пробивать дальше не стали. Интерес понятен. По словам местных, НКВД после войны большинство объектов подорвало под лозунгом «чтобы бендеровцы не заводились», а в тех объектах, которые подорвать было трудно или невозможно, стратегически важные ходы и помещения залили несколькими машинами бетона. Поговаривают, из этого бункера шли подземные хода в другие укрепрайоны, например, ужокский. Тяжело верится, но чем черт не шутит.
Уходящая вверх сквозь бетон шахта вентиляции.
«Антураж» первого же помещения представляет собой печальное зрелище. Горы строительного мусора, старая кровать, пустые бутылки, битое стекло. Кстати, за все путешествие по бункеру мы сталкивались с массой разбитых бутылок и прочего мусора, любезно оставляемого в коридорах «ценителями древностей с закарпатским менталитетом».
А вот так выглядит вход в боковое помещение из первого. Наглядно виден «ремонт» с прорисовкой искусственных камней по побелке.
А вот наглядная иллюстрация того, как армировался объект. Мало того, что в стенах арматура толщиной с палец, так даже штукатурка ходов содержит внутри катанку в несколько миллиметров толщиной.
Ну что, двинулись. Вот так выглядит большинство ходов между помещениями бункера. Людям с клаустрофобией ходить по объекту максимально противопоказано. Доски уложены поверх старых, давно сгнивших, «реставраторами». Под досками – дренажный канал для воды, которой на территории объекта, как я уже говорил, после дождей бывает особенно много.
Первые помещения…
…по обоим сторонам от основного коридора… На заднем плане видна зарисованная надпись на венгерском. Кстати, об этом стоит сказать отдельное слово. Куда по Линии Арпада на территории Закарпатья не двинешься, везде следы чьего-то «малярства». То надпись «Линия Арпада» на плакате в заповеднике перечеркнут и сверху «Arpad Vonal» (перевод на венгерский словосочетания «Линия Арпада») напишут, то вопрошания к силам природы на тему «ну почему же так произошло», то еще чего патриотически-венгерского. Очень негативно отношусь к каким либо граффити или другой атрибутике на объектах старины. Невзирая на то на каком они языке и какой нацией написаны.
В середине подземного пути появились первые признаки не завершенной реставрации. Шагать стали медленнее и осторожнее.
А это остатки «дверной коробки», точнее ее подобия круглой формы. Видимо здесь когда-то была деревянная стена с дверью, отделявшая помещения внутри объекта.
Кругом, на стенах, крепления для ламп с остатками цоколей того времени
Ближе к дальнему концу бункера идти стало совсем тяжело. Множество провалов, вода везде, особенно в дренажном канале, торчащая из стен арматура…
Боковые помещения стали совсем других форм, а лазы-ответвления стали узкими, и стали уходили вверх под углом 45 градусов. На некоторые мы пытались влезть. Иногда получалось, иногда нет. Очень влажно и скользко. Кроме того кругом битое стекло. Кто-то развлекался тем, что пускал сверху по ходам пустые пивные бутылки.
Входы в некоторые помещения были когда-то закрыты металлическими дверями.
Остатки окаменевшего резинового уплотнителя и вентиляционный канал возле одного из выходов в один из трех ДОТов на поверхности.
Трубка из стены из которой течет холодная родниковая вода. Когда она была установлена – трудно сказать.
А вот еще одна демонстрация того, насколько быковатость нашего народа не имеет границ. Печально.
Засыпанное боковое ответвление. Судя по сколам на камнях – долбали уже в наше время. Возможно, тут был один из замурованных проходов.
Кругом ржавая арматура и очень поврежденный бетон…
А потолок в глубоких трещинах. Очень пугающее зрелище с точки зрения безопасности.