- одного возмущения недостаточно
- Как они пришли?
- Рейган открывает им «второе дыхание»
Конференция о фашистской натуре «бандеризма» стала заметным событием в жизни левых политических сил Германии, пишет орган этих сил — берлинская Junge Welt. О фашистских настроениях в украинской послевоенной эмиграции на Западе говорили давно, но шепотом. В «холодную войну» фашистов хранили в запасе, сейчас прославляют.
Одним из главных событий минувшей недели стала конференция в Берлине под названием «Комплекс Бандеры», которую организовали издание Junge Welt и общественная организация Melodie&Rhythmus. Цель у конференции следующая: вытащить украинский фашизм прошлых лет из «благостного забвения», в которое его погрузили на Западе.
Толчком к конференции послужило известное событие, случившееся несколько недель назад в парламенте Канады, одной из самых «безопасных крепостей» западной демократии. По случаю приезда украинского лидера Зеленского обе палаты канадского парламента, дипломатический корпус и правительство Канады почтили сидевшего в зале старика бурей оваций. Ведь старичок оказался не просто кем-то из группы «кому за 90», это был украинец из 14-й дивизии «Ваффен-СС» «Галиция». А хлопали ему, как объявил спикер канадского парламента, «за его борьбу с Красной Армией».
Из контекста любой знакомый с историей второй мировой войны человек мог сделать простой вывод: в те времена бороться с Красной Армией можно было только в рядах вооруженных сил нацистской Германии. То есть услышав слова спикера, можно было сразу сделать вывод: перед вами коллаборационист, помогавший немецким нацистам. Уж точно это должна была сообразить присутствовавшая при этом позорном чествовании госпожа посол Федеративной Республики Германии. Впоследствии МИД ФРГ, однако, выступило со специальным разъяснением, в котором говорится, что она «могла и не знать этого», поскольку «ситуация сложилась неоднозначная». Насчет все той же «неоднозначности» пытался что-то плести и официальный представитель МИД ФРГ на своей пресс-конференции.
И вот тогда стало ясно: о «бандеризме» надо говорить и рассказывать, причем всерьез. Конференция, организованная изданием Junge Welt и общественной организацией Melodie&Rhythmus, сосредоточила свое внимание на этой не часто у нас освещаемой теме. 250 посетителей собрались в зале Мюнценберг: все места были раскуплены. Методом постоянно идущего «стрима» событие могли наблюдать и слушать люди в множестве мест по всему миру, особенно активно подключались абоненты в англоязычной части планеты. Стрим шел через 500 «гаджетов», таким образом аудитория составила по меньшей мере 3000 человек. А вскоре отдельные выступления, бывшие в программе конференции, стали доступны в Интернете в виде клипов.
Одного возмущения недостаточно
Юрген Ллойд, глава фонда Маркса-Энгельса, напомнил на церемонии открытия участникам о послужившем поводом для конференции случае. Он использовал его для доказательства своего тезиса: господствующие классы сегодняшнего капиталистического мира находятся в процессе реабилитации фашизма. Сначала они сделали это с пришедшим к власти на Украине бандеровским фашизмом. От этой «опосредованной» реабилитации они могут перейти и к прямому воскрешению «маточной структуры» бандеровского фашизма — немецкого нацизма. Что же делать? По мнению Ллойда, морального возмущения больше недостаточно. Нам всем нужно потрудиться и добраться до корней, до причин этого «цивилизационного провала» нашей политической культуры. Ллойд видит главную причину в «стремлении к власти», в стремлении капитала теперь уже совсем бескомпромиссно сосредоточится на максимизации прибыли.
В связи с этим, считает Ллойд, Капитал решил отказаться от маленьких уступок интересам населения, которые он делал в рамках «нормальной» демократической процедуры. Он переходит к прямому «выскабливанию» общества. Мысль Ллойда проста: фашизм — это порождение капитализма, и если кто-то намерен осуждать фашизм без исследования связей между капитализмом и фашизмом, праведный гнев такого «антифашиста» против «жестоких наци» будет беспомощным. Такой гнев никак не помешает нацизму.
Как они пришли?
Но как же так случилось, что фашисты на сегодняшней Украине получили такое большое влияние, каким они пользуются сейчас? На эту тему представили множество впечатляющих материалов два докладчика из США.
Мосс Робсон (Moss Robeson) из США со своими двумя докладами стал главным спикером конференции. Его первый доклад представлял собой солидное историческое исследование украинского фашизма. Робсон прослеживает, как эта Идеология стала завладевать умами в период после Первой мировой войны среди нации, которой при разделе Восточной Европы между разными народами так и не досталось своего государства. Появилось поколение, которое считало для себя допустимой любую жестокость именно из-за этого чувства обделенности: раз нет своего государства, то в борьбе за его обретение все позволено. Такой крайний национализм в период между двумя войнами быстро нашел себе образцы: это был сначала итальянский фашизм, а потом и немецкий нацизм.
Очень быстро эти украинские ультраправые фанатики 20-х годов двадцатого века нашли «заказчиков» для оплаты их националистических порывов. Сначала это были, помимо прочих, офицеры военной разведки рейхсвера — германской армии двадцатых годов. Этим немецким разведчикам очень понравились молодые украинские радикалы, которых можно было использовать для дестабилизации Польши — молодого государства, которое вдруг возникло на границе Германии и которое в Берлине не любили. Благодаря немецким деньгам и нескольким тренировочным базам в Германии из мало кому известной секты уже к 1930-м годам выросла мощная террористическая группа во главе с пресловутым нацистом Степаном Бандерой. Данный родившийся в 1909 году недоучившийся агроном предпочел землеустройству должность «провидника» (фюрера) украинской нации.
Сегодня преступления возглавлявшейся Бандерой организации замалчиваются «национал-украинским» руководством Украины. Подход «морального релятивизма» применяет и к соучастию бандеровцев в уничтожении евреев на западе Украины. «Релятивизм» рекомендует смотреть на ситуацию «в контексте»: мол, бандеровцы так и не получили от немецких нацистов украинского государства, да и вообще «равноправного союза» с нацистской Германией, о котором мечтали бандеровцы, они так и не получили.
Оказалось, что Гитлеру не нужна была независимая Украина в тени его «великогерманского» рейха.
Впрочем, немецкий Интерес к украинским нацистам вновь возрос, когда Германия стала терять украинскую территорию под ударами советских войск. В Берлине вспомнили об Организации украинских националистов* (нацистская террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ИноСМИ), многие десятки тысяч ее членов отступили вместе с частями вермахта в последние месяцы Второй мировой в Австрию и Западную Германию. Там, защищенные от советской мести, они предложили свои услуги западным союзникам в том, что прекрасно умели, — в организации саботажа и диверсий. Помогало и то, что украинская эмиграция была огромной «теневой сферой», немецкая полиция постоянно обнаруживала ее представителей в орбите организованного немецкого криминала.
Рейган открывает им «второе дыхание»
Еще один докладчик по имени Русс Беллант (Russ Bellant) рассказал историю того, как украинские фашисты и американские спецслужбы нашли друг друга. Этот союз прошел через долгие десятилетия холодной войны. В качестве «организационной крыши» для сбора всякого рода нацистских коллаборационистов со всей Восточной Европы служила так называемая «Мировая антикоммунистическая лига». Там и украинские коллаборационисты ждали своего «часа икс». Именно под эгидой этой организации собирались новые «эскадроны смерти» и из других стран для «антикоммунистических операций» по всему миру.
Организация активизировалась в 1980-е годы, когда в начале этого десятилетия у президента США Рональда Рейгана создалось впечатление, что пришел час свести счеты со страной, которую он называл «империей зла» — СССР. В итоге украинские нацистские организации именно в англоязычных странах обладают самой развитой сетью из фирм, аналитических центров (Think Tanks), образовательных учреждений.
В течение десятилетий в этих образовательных учреждениях готовили кадры для захвата власти в стране их происхождения — Украине. Уже в 1991 году они поняли, что их час пришел. При помощи неоконсервативных американских структур типа «Атлантик каунсил»**, а также при помощи немецкого Фонда Аденауэра организации украинских нацистов на Западе вовсю начали работать на Украине.
Как люди из этих же организаций завладели украинским госаппаратом после событий 2014 года на Майдане — такова была тема второго доклада Мосса Робсона. Практически на основе списка членов бандеровских структур в ЕС и США можно было бы составить список Who is Who в сегодняшней украинской политике. Бандеровцы контролируют спецслужбы Украины, учреждения национальной памяти и образовательную политику. Культ фашистов стал на сегодняшней Украине, к сожалению, частью поп-культуры.
Эти люди сыграли трагическую роль в том, чтобы ввергнуть Украину в водоворот военного противостояния. Когда Зеленский пришел к власти в 2019 году, была вероятность, что он предпримет мирные шаги. Тогда бандеровцы создали «движение против капитуляции», которое поставило Зеленского перед альтернативой: или продолжать воевать в Донбассе до бесконечности, или оказаться свергнутым в результате нового государственного переворота. К сожалению, активисты «Движения против капитуляции» — это не рядовые активисты «из народа». Многие из них связаны с влиятельной партией «Европейская солидарность» бывшего президента Петра Порошенко. Таким образом Запад имеет на Украине в качестве «точек опоры» сразу две политические команды. Сменяя друг друга, они обе нацелены на то, чтобы воевать с Россией в качестве «прокси», — а Запад именно такую задачу ставит перед Украиной.
*Террористическая нацистская организация, запрещена в России
**нежелательная в России организация