Вс. Ноя 24th, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

Косьвинский Камень — горный массив, расположенный рядом с Конжаковским камнем, на Северном Урале. Сложен в основном пироксенитами и дунитами. В нижней части склоны покрыты хвойными лесами, а выше — горной тундрой и каменными россыпями. Высота — 1519 метров.

«Косьвинский камень» на карте

Подробности об находящейся в этой горе сверхсекретной советской системе впервые были раскрыты в 1993 г. Брюсом Г. Блэром, бывшим американским наблюдателем за запуском межконтинентальных баллистических ракет, а ныне одним из ведущих экспертов США по российским вооружениям. Опасаясь, что тайная атака с американской подводной лодки может стереть Москву с лица земли за 13 минут, советские лидеры отдали распоряжение о создании автоматизированной коммуникационной сети, усиленной настолько, чтобы она была способна перенести последствия ядерного удара. Управлял системой компьютер, похожий на тот, о котором идет речь в «Докторе Стрейнджлаве», под кодовым названием «Периметр». Система заработала полным ходом в январе 1985 г. И она до сих пор не демонтирована».

(Система «Периметр», Индекс УРВ РВСН — 15Э601 — комплекс автоматического управления массированым ответным ядерным ударом, созданный в СССР в разгар холодной войны. Предназначен для гарантированного обеспечения пуска шахтных МБР и БРПЛ в том случае, если в результате нанесения противником сокрушительного ядерного удара по территории СССР будут уничтожены все командные звенья РВСН, способные отдать приказ об ответном ударе.

В западной прессе за системой закрепилось название «dead hand» (мертвая рука). )

В дополнительных пояснениях, которыми завершается книга Смита, можно обнаружить ссылку на более детальное описание советской компьютерной системы «Периметр», опубликованное в 2003 г. в газете Washington Post Брюсом Г. Блэром. Сегодня он возглавляет Институт всемирной безопасности в Вашингтоне — аналитический центр либерального толка.

Главными целями американских стратегов «холодной войны» на территории России были объекты, расположенные под горами Ямантау и Косьва на Центральном и Южном Урале.

Они представляли собой огромные строительные площадки, развернутые в конце 70-х, когда вся ядерная мощь США нацеливалась на сердце коммунистического комплекса. Опасаясь нападения, способного обезглавить страну, советское правительство отправило на эти стройки десятки тысяч рабочих. Суда по снимкам, сделанным шпионскими спутниками США, работы в этих районах продолжались и в конце 90-х.

Блэр получил сведения о строящихся командных бункерах (чертежи и примечания) в конце 90-х от старших офицеров стратегического воздушного командования, отвечавших за наведение американских ракет на советские цели.

По его данным, командный центр Ямантау расположен внутри горного кварцевого массива на глубине примерно 1 тыс. м. Это скорее убежище для высшего политического руководства, чем командный пункт, так как коммуникационные системы Ямантау оставляют желать лучшего, ведь кварцевые породы препятствуют выходу радиосигналов сквозь гору.

Но и этот «монумент ядерной эпохи» меркнет в сравнении с автоматизированной системой «Периметр», установленной в районе горы Косьвинский Камень. По словам Блэра, «американские стратеги считают его главным украшением короны российской системы боевого ядерного командования, поскольку отсюда можно поддерживать связь сквозь гранитную толщу с российской стратегической авиацией дальнего действия с помощью ОНЧ-радиосигнала (3,0 — 30,0 кГц), способного распространяться даже в условиях ядерной войны. Данный бункер — критическое звено в системе коммуникационной сети «машины судного дня», предназначенный для обеспечения полуавтоматического возмездия в ответ на обезглавливающий удар».

Однако для финального запуска ракет советская система нуждалась в человеке, который нажмет на кнопку. «Эта «машина судного дня», заработавшая в 1984 году, во время апогея эпохи ядерного противостояния, представляла собой потрясающий воображение венец инженерного творчества», — пишет Блэр. По его данным, если системы «Периметра» регистрировали нанесение ядерного удара по территории России, а затем не получали никаких команд из Москвы или прочих командных бункеров, то полномочия по запуску всего ядерного арсенала получал лишь один человек, находившийся в глубине массива горы Косьвинский Камень.

Блэр полагает, что интерес администрации Буша к бомбам, разрушающим подземные бункеры, объясняется стремлением получить устройство, способное ликвидировать «машину смерти», захороненную в глубинах Косьвинского бункера. Если это утверждение верно, значит, советская система сохранила свою функциональность. Возможно, кто-то знал о деактивации «Периметра», но Блэру найти такую информацию не удалось.

Подписанная президентом Бушем директива на случай ядерной войны требует от Пентагона разработки планов по уничтожению Ямантау и Косьвинского Камня наряду с 2 тыс. других целей в России и сотней в Китае. Но такая стратегия требует высокоэффективных видов оружия, обладающих значительно большей разрушительной мощью, чем у бомб, сброшенных на Японию в 1945 г. Речь идет о плане «судного дня», согласно которому два подземных бункера подлежат уничтожению в результате обмена ядерными ударами.

конец света

Сегодня Блэра беспокоит не перспектива целенаправленной ядерной войны в духе концепций «холодной», а так называемая случайная война, вызванная наличием в арсеналах государств слишком легко срабатывающего и ненадежного оружия прежней эпохи.

Коллеги считают Блэра осторожным ученым, поднимающим только реальные вопросы. Так, Стивен М. Мейер, эксперт Массачусетского технологического института по вопросам российских вооружений, сообщил в интервью газете Times, что Блэр «требует от себя гораздо более высоких стандартов в процессе сбора доказательств, чем другие специалисты в разведывательном сообществе».

Его книга «Логика случайной ядерной войны», а также тревожные публикации — очередное напоминание о том, что нелогичность, иррациональность и возможность катастрофических ошибок со стороны наших систем командования ядерными силами и контрольных механизмов, доставшихся в наследство со времен «холодной войны», никогда и никем не были исправлены или откорректированы. О них просто забыли, как только «холодная война» завершилась. Судя по его анализу, в те времена нам удалось избежать полномасштабного ядерного конфликта только благодаря случайности, а не разуму.

Наше время

Первоначальным импульсом для строительства объекта, не прекращавшегося даже в годы кризиса 90-х , послужили отработанные горизонтальные платиновые шахты, которые сами по себе в период их разработки были достаточно секретным рудником. Гора Косьва, к слову сказать,сложена из дунитов, которые являются минералом для производства огнеупоров, и к тому же обладают ещё одним полезным свойством – блокированием сканирующего радиоизлучения (не правда ли весьма ценное свойство для военных. Для снабжения объекта пару лет назад была построена дополнительная ЛЭП, проложен новый мост через реку Каква, грунтовая дорога круглый год поддерживается в хорошем состоянии. По дороге город Карпинск — посёлок Кытлым регулярно двигаются тягачи с тяжёлой строительной техникой и цементовозы. В городе Карпинск построен жилой дом специально для офицеров и их семей, охраняющих/обслуживающих объект…. В самом Кытлыме, прилегающем к базе строятся жилые домики для солдат и офицеров, прочая инфраструктура.

Всё что знают местные жители, это то, что вся гора изрыта как «муравейник». А те, кто ещё в бытность строительства объекта были в нём, говорят, что там по туннелям свободно перемещается большегрузный транспорт, существует многоуровневая система пропусков, а строительные подразделения работают изолированно друг от друга и никто толком не знает что строится и для чего.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*