- Что стоит за интересом такого большого количества стран к вступлению в БРИКС?
- Как БРИКС пересекается с мировыми тенденциями?
- Что это значит для США?
Расширение состава БРИКС показывает Интерес Глобального Юга к альтернативам существующему мировому порядку, пишет USIP. По мнению американских экспертов из Института мира США, Вашингтону нужно проанализировать причины высокого интереса к БРИКС, не впадая в панику.
Адам Галлахер (Adam Gallagher), Эндрю Читэм (Andrew Cheatham)
На следующей неделе лидеры Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки соберутся в городе Казани, где состоится ежегодный саммит БРИКС, в котором также примут участие его новые члены. Это первый саммит с момента расширения состава его участников в этом году, когда в объединение вступили Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.
Председательствующая там в этом году Россия пригласила на встречу более двух десятков других стран из числа проявивших Интерес к вступлению. Это будет первый саммит «БРИКС+». Президент Владимир Путин получит возможность показать, что попытки Запада изолировать Россию, начавшую военные действия на Украине, не увенчались успехом, и что у Москвы есть друзья во всем мире.
Лидеры БРИКС Россия и Китай преследуют цель создать альтернативу западной системе безопасности и финансов, и считают расширение состава объединения важным шагом к ее достижению. Адам Галлахер и Эндрю Читэм из Института мира США объясняют, почему так много желающих вступить в БРИКС, как его расширение пересекается с другими мировыми тенденциями, и что это значит для США.
Что стоит за интересом такого большого количества стран к вступлению в БРИКС?
Галлахер: Более 30 стран либо подали официальную заявку, либо выразили заинтересованность во вступлении в БРИКС. Среди них государства Юго-Восточной Азии Таиланд, Малайзия и Вьетнам; член НАТО Турция; крупные нефте- и газодобывающие страны, такие как Алжир; самая большая в мире мусульманская страна Индонезия; Нигерия, у которой самое большое население в Африке, и Бангладеш, занимающая по численности населения восьмое место в мире.
Вступление в это стремительно расширяющееся объединение стран с развивающейся экономикой влечет за собой несомненные экономические выгоды. На долю десяти стран-членов БРИКС приходится 45% мирового населения, 28% общемирового ВВП и 47% всей добываемой в мире нефти.
Торговля внутри БРИКС — это та область, которая стала основой их взаимоотношений. В июне 2024 года по итогам встречи министров иностранных дел БРИКС было принято совместное заявление с призывом «активнее использовать местные валюты в торговле и финансовых операциях между членами БРИКС». Эта тенденция усиливалась еще в период 2017—2022 годов, когда объемы торговли внутри БРИКС выросли на 56%. Западные санкции против России привели к дальнейшему росту.
«
Товарооборот между странами БРИКС существенно превысил торговлю товарами между этим объединением и странами „большой семерки“, что повышает интенсивность торговли внутри БРИКС», — отмечается в докладе компании Boston Consulting Group. страны, заинтересованные во вступлении, считают, что членство приведет к увеличению торговли и инвестиций.
Свою роль здесь сыграло положение американского доллара как мировой резервной валюты и западные санкции. Его господство и то, что в этой валюте ведется торговля сырьевыми товарами типа нефти, обеспечивает Вашингтону колоссальное влияние на мировую финансовую систему. страны, против которых действуют американские санкции и меры экспортного контроля, такие как лидеры БРИКС Россия и Китай, новые члены вроде Ирана и кандидаты на вступление, такие как Венесуэла, хотят ослабить могущество доллара, чтобы уклониться от санкций и умерить влияние США.
Как и следовало ожидать, КНР оказалась в авангарде усилий, направленных на дедолларизацию. Китайский юань обогнал американский доллар и стал основной валютой в российско-китайской торговле. Пекин наладил взаимодействие с некоторыми ведущими нефтедобывающими странами Ближнего Востока и сейчас все чаще использует юань в расчетах за нефть. Но использование местных валют в торговле внутри БРИКС часто считают переходной мерой на пути к более амбициозной цели: созданию общей валюты. Пока большинство аналитиков считает, что это нереально и будет может быть лишь в отдаленной перспективе. Ожидается, что на саммите в Казани Россия предложит новые меры по созданию «альтернативной платежной системы», которая еще больше оттеснит американский доллар.
Для Китая и России ослабление американского влияния на мировую финансовую систему неотделимо от создания альтернативы международному порядку, где главенствуют США. Неудивительно, что противники Америки хотят сформировать альтернативную международную систему.