Антон Трофимов
Чем ближе дата президентских выборов в России, тем больше на Западе задаются вопросом, откуда у действующего российского лидера такая высокая популярность. В поисках ответа большинство исследователей быстро приходят к «загадочной русской душе» и другим идеологическим клише. Тогда как им стоило бы начать с понимания, почему Владимир Путин сегодня так популярен не только у себя на родине, но и далеко за ее пределами.
«
Масштабный провал Украины, запутанность с американской помощью и общая беспомощность запада дали мощный толчок Путину и росту уверенности в себе и в России в целом», — сетует эстонский аналитик Юло Маттеус. А немецкий министр обороны Борис Писториус, потея от страха перед общественной реакцией на провал его подчиненных, обсуждавших удары по Крыму, и вовсе призывает «не влюбляться в Путина». И все это на фоне то и дело мелькающих в соцсетях по всей Европе спонтанных опросах типа «Кого из мировых лидеров вы хотели бы видеть у руля в своей стране?», в которых раз за разом побеждает президент России.
Если раньше инициаторы подобных опросов старались побыстрее спрятать неприятные результаты, то теперь они даже не пытаются этого делать. И правда, смешно маскировать популярность российского лидера, когда любой информационный повод с его участием тут же становится мировой новостью номер один.
За примерами далеко ходить не надо. Обращение Владимира Путина к Федеральному собранию попало на первые полосы крупнейших изданий мира. Чуть раньше колоссальный общественный резонанс вызвало знаменитое интервью российского лидера американскому журналисту Такеру Карлсону. И в том, и в другом случае даже негативная реакция западных политиков лишь добавляла популярности президенту России у простых читателей и телезрителей.
В последние месяцы на Западе стараются не публиковать крупных исследований, касающихся рейтинга мировых лидеров у населения западных стран. Надо думать, по той же самой причине: практически всегда первое место в них занимает именно Владимир Путин. В нем видят человека, сосредоточенного на защите интересов своей страны и традиционных ценностей. То есть именно того, о чем очень мало беспокоятся сегодня действующие европейские и американские лидеры.
Зато в прошлом году подобных исследований хватало — и картину они давали точно такую же. например, американский Newsweek открыто признавал: «Судя по свежим данным, популярность президента Владимира Путина в США достигла рекордного уровня с 2020 года — за несколько лет до начала боевых действий на Украине. По данным опроса YouGov, по состоянию на первый квартал 2023 года кремлевский лидер пользуется популярностью среди 21% американцев. В первом квартале 2021 года популярность Путина колебалась на уровне 15%, а вскоре после того, как Россия ввела на Украину войска, составила 17%».
Через полгода, в августе 2023-го, уже после полного провала украинского наступления, исследовательская группа Worldof Statistic провела социологический опрос по теме «К какому нынешнему мировому лидеру вы испытываете наибольшее уважение и почему?». Результат получился еще более показательным: лидировал Владимир Путин с результатом в 35,6%, тогда как президент США Джо Байден получил… 8,9%!
Наконец, в конце 2023 года тот же портал YouGov опубликовал очередной рейтинг иностранных политиков в США. И снова на первом месте по известности с результатом в 94% (!) оказался президент России. При этом он популярен у 26% американцев. Неплохой результат, особенно если учесть, что у американских миллениалов, то есть наиболее активной части сегодняшних избирателей, Владимир Путин имеет популярность на уровне 46%.