Чт. Апр 25th, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

«Комсомолка» легко проникла в «засекреченный» объект гражданской обороны и узнала, что в случае ЧП или войны киевлянам попросту негде скрыться: большинство убежищ либо разрушены, либо проданы частникам.
12852586

«Секретные» объекты в интернете

В советские времена каждый школьник знал, что делать, если условный противник (то есть американцы) запустит ракеты с ядерными боеголовками. Регулярно проводились учения, назначались ответственные за эвакуацию, и каждый житель знал, в каком бомбоубежище надо прятаться в случае чего.
Но за последние несколько десятков лет часть бункеров продали под бары и рестораны, некоторые просто разрушили, продав все наборы химзащиты и медикаменты, которые в обязательном порядке хранились в убежищах.
На официальный запрос в Киевской горадминистрации нам ответили, что количество и места расположения бомбоубежищ — это секретная информация. А сами бункеры — режимные охраняемые объекты, куда журналистам вход воспрещен. То ли эти объекты в таком ужасном состоянии, что их стыдно показывать, то ли чиновники просто не решаются признать, что в случае какой-либо угрозы жителям столицы попросту некуда прятаться.
Но любители военщины сами обнаруживают остатки советских бомбоубежищ. Интернет-поисковик на запрос «бомбоубежище Киев» сразу выдает интерактивную карту «схронов» столицы. Выбираем бомбоубежище в центре города и отправляемся на секретный объект.
Просроченные противогазы и пол с провалами
Перелазим через покосившийся забор на территорию одного из предприятий и  короткими перебежками добираемся до вентиляционной шахты бункера. Ржавая дверца открывается за полминуты.
По металлическим скобам, вбитым в стену, спускаемся вниз. На бетонном полу лужа дождевой воды, стены вздулись от сырости. Упираемся в герметичную дверь внушительных размеров. Казалось бы, если уж она должна защитить от последствий ядерного взрыва, то дальше не пройдем… Но и эта преграда, хоть и со скрипом, поддается.
В просторном зале десятки двухэтажных кроватей. Под стенками сотни ящиков с противогазами, костюмами химзащиты, колбами с реагентами, фильтрами, на стенах — схемы эвакуации.
— Смотри, они 1963 года производства. Никуда уже не годятся, — показывает мне фотограф Олег на противогаз.
И действительно — вся амуниция просрочена. В случае угрозы людям эти средства защиты ничем не помогут. Зато в подсобной комнате оказался почти новый дизельный генератор —  он теоретически должен обеспечить укрывшимся людям свет и работу вентилятора с фильтром, через который в бункер поступает воздух.
В командном пункте на столе три телефона-вертушки разных цветов и красная кнопка тревоги. Отдельно находятся умывальники, туалеты и душ. Правда, проверить, есть ли вода, у нас не получилось. Прямо под ногами заскрипел и едва не провалился дряхлый пол.
Вот, собственно, и суперзасекреченный объект! Заходите, милости просим. Мы умышленно не даем точный адрес бомбоубежища, в котором побывали, чтобы никто не позарился на остатки запасов противогазов и металлические конструкции в бункере.
Киевлян призовут прятаться в паркингах
Конечно, вероятность ядерной угрозы сегодня весьма призрачна. Но возможны и другие ЧП городского масштаба, в случае которых киевлянам придется куда-то бежать и прятаться. Например, представим ситуацию — на железнодорожной станции Петровка случилась утечка хлора. В радиусе нескольких километров воздух отравлен. Куда бежать? Что делать? В управлении по чрезвычайным ситуациям КГГА нам ответили коротко: "Информировать население о ЧП будут по системе оповещения с использованием сирен и по телеканалу «Киев».
Однако постоянных зрителей муниципального телеканала, не в обиду коллегам, не так уж много.  А громкоговорители на столбах уже не висят лет 20, если не больше. На предприятиях бомбоубежища хоть и полуразрушенные, но еще существуют. А что делать киевлянам, которых беда застанет в квартирах или во время работы в офисах? В Управлении по чрезвычайным ситуациям говорят, что призовут всех скрываться на станциях метро и в подземных паркингах.
«Спальня» бомбоубежища: двухъярусные кровати ( как в армейской казарме) и противогазы в ящиках. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО.
— Население города должно укрыться в «быстросборных» сооружениях гражданской обороны (баррикады из автомобилей и оград строить? — Авт.), в сооружениях двойного назначения (подземные паркинги, станции метрополитена) и в простых объектах укрытия (например, подвалы), — ответил нам Сергей Рюмшин, начальник управления по чрезвычайным ситуациям.
Баррикады от ядовитых испарений вряд ли спасут (как и от бомбежки, к слову), а подземных паркингов на весь Киев лишь несколько десятков. В подземных станциях метрополитена действительно можно спрятаться от любой опасности на поверхности, но станции, прямо скажем, не резиновые. На одной из них смогут укрыться от силы 5 тысяч человек.
Большинство бункеров отдали под склады
Все киевские бомбоубежища делятся по форме собственности на коммунальные,  государственные (на территории предприятий) и частные, то есть те, которые уже продали. Несколько лет назад предприятиям разрешили использовать площади бункеров под склады. С условием, что в случае ЧП за 15 минут бомбоубежище смогут подготовить к приему беженцев. А для частных собственников в Законе Украины «О приватизации» прописали условие: владелец помещения должен поддерживать убежище в полной готовности (свежая вода, работающая вентиляционная система, непросроченные медикаменты, противогазы с запасом на несколько дней).
— Два года назад была комплексная проверка киевских бомбоубежищ Министерством чрезвычайных ситуаций, — рассказывает «Комсомолке» Виталий Пшеничный, экс-глава управления по чрезвычайным ситуациям Киева. — Мы получили статус «ограниченно готовы» из-за того, что примерно 20 процентов бомбоубежищ, как выяснилось, не смогут принять людей.
На деле это означает, что укроются в бункерах в лучшем случае несколько тысяч человек.
Остальные побегут искать спасение в метро. От себя посоветуем киевлянам дружить с соседями, которые додумались во дворе выкопать погреб для хранения продуктов и консервации.
За столом командного пункта: «Граждане защищены. Ждем дальнейших указаний!» Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО.
В ТЕМУ 
Ночной клуб в стратегическом объекте? Легко!
Объекты, в которые должны прятаться люди, давно пользуются спросом на рынке недвижимости. Сейчас их продажа запрещена, но некоторые выкупили в частную собственность раньше.  В дворике рядом со станцией метро "Дворец «Украина» (ул. Красноармейская,111-113) работает 8bitGallery. Художники перестроили объект гражданской обороны под залы с тематической экспозицией. А на Подоле в бомбоубежище (ул. Хорива,1) несколько лет назад обустроили кофейню «Бабуин», которую позже сменил ресторан «Драфт».
Даже сейчас можно встретить объявления о продаже «помещений бывшего бомбоубежища». «Продается нежилой фонд по улице Вышгородской, 56/2, подвал (бывшее бомбоубежище) 10 530 кв. м, сухой и чистый, все коммуникации… под любой вид деятельности» — написали в объявлении в мае 2011 года. Желающих купить бомбоубежище, видимо, было мало, поэтому хозяин сбил цену.
— Сейчас за 57 тыс. у.е. готов отдать. Под любой вид бизнеса, без ограничений. Там голые стены, никаких противогазов нет, — сказал нам продавец.
— И ночной клуб можно? — спрашиваем мы.
— Легко! С разрешениями могу помочь. Одна проблема: надо выход на улицу сделать, сейчас дверь из убежища ведет в подъезд жилого дома. Думаю, жильцы не обрадуются, если там начнут ходить ваши посетители.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*