Индия выразила свое недовольство в связи с малым уровнем своего участия в совместной российско-индийской программе по созданию истребителя 5-го поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft).
Индийский министр обороны Акапарамбил Энтони в ходе своего визита в Москву заявил, что доля Индии в разработке и производстве истребителя 5-го поколения, который в настоящее время находится на уровне прототипа, должна составлять 50 проц. Об этом сообщил американский еженедельник «Дифенс ньюс» со ссылкой на заявление индийского министерства обороны, которое уделяет особое внимание развитию этой программы, а также российско-индийскому проекту создания многоцелевого транспортного самолета, считая их достаточно важными.
В настоящее время доля Индии в разработке истребителя 5-го поколения составляет 15 проц. Как заявили представители российского МИД, это связано с ограниченными индийскими возможностями в сфере разработки военной авиации и общем уровне развития промышленности страны. Предполагается, что по мере роста индийских возможностей, доля страны в программе по созданию нового истребителя будет увеличиваться.
В 2007 г. Россия и Индия подписали соглашение о совместной разработке истребителя 5-го поколения, который будет использоваться в ВВС обеих стран. В декабре 2010 г. ОАО «Рособоронэкспорт», компания «Сухой» и индийская авиастроительная компания «Хиндустан аэронотикс лимитед» (Hindustan Aeronautics Limited, HAL) подписали предварительный контракт общей стоимостью 295 млн дол. Ожидается, что общая сумма окончательного соглашения по совместной разработке самолета превысит 10 млрд дол. Эта сделка в настоящее время еще не заключена.
По сообщению российской стороны, задержка в подписании окончательного контракта в малой степени отразится на темпах развития программы. В настоящее время созданы 5 летающих прототипов перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), также известного как истребитель 5-го поколения.
Индийское министерство обороны, напротив, заявило, что соглашение будет, вероятно, подписано после смены руководства страны в результате выборов, которые пройдут в начале 2014 г. Было заявлено о приверженности нового руководства Индии всем международным обязательствам. Вместе с тем, отметили представители военных кругов этой страны, многое будет зависеть от доли страны в этом проекте.
В настоящее время предполагается, что индийские ВВС закажут свыше 200 истребителей 5-го поколения с двумя двигателями, созданных на базе самолета компании «Сухой» Т-50 (ПАК ФА) и которые будут удовлетворять требованиям военно-воздушных сил этой страны.
Официальный представитель ВВС Индии заявил, что прототип российского самолета 5-го поколения совершил полет в этом году, однако сделал упор на то, что участие Индии в развитии проекта является минимальным. Малозаметный истребитель 5-го поколения массой в 30 т будет многоцелевым самолетом с усовершенствованной авионикой, высокотехнологичными вооружениями и самой современной электроникой.
Ввод в строй финальной версии этого самолета перенесен с 2020 г. как минимум до 2022 г., сообщают представители индийских ВВС. Индия рассчитывала получить три версии самолета в 2014, 2017 и 2019 гг., причем окончательная версия истребителя 5-го поколения должна была поступить на вооружение в 2020 г.
По мнению индийских аналитиков, Индия не должна упускать возможность участвовать в высокотехнологичных проектах, подобных упомянутому выше.