Успехов на поле боя нет, а западная помощь сокращается. Третий год вооруженного конфликта будет самым трудным для Киева. Как показал опрос iDNES, на будущее украинцы смотрят с опасением. «При неблагоприятном развитии событий в обществе произойдет раскол,» — считают они.Адам Гаек Ганна Тонкосхкур
Первый год вооруженного конфликта прошел под знаком абсолютного шока от начала российской спецоперации. Благодаря единому народному порыву удалось героически отстоять Киев, а гнев, вызванный зверствами в Буче и Мариуполе, помог успешному контрнаступлению в Харькове и Херсоне. Во второй год украинцы вступили с новым западным оружием и надеждами на большое летнее контрнаступление к Азовскому морю. Однако это наступление провалилось, не сумев преодолеть русских минных полей и окопов.
Начинается третий год противостояния, и многие аналитики сходятся во мнении, что для украинцев он будет самым сложным. внимание от Запада все меньше, как и военной помощи. Российская Экономика полностью подчинилась военным целям, армия извлекла уроки из ошибок и постепенно захватывает Донбасс. Все более растерянного Байдена вскоре заменит Дональд Трамп, которого Путин сможет уговорить на «новую Ялту»…
Тем не менее, говоря о будущем, украинцы сохраняют огромный оптимизм. Декабрьский опрос показал, что 88% верят в победу своей страны. Более половины респондентов заявили, что Украина победит в обозримом будущем, а 20% прогнозируют победу уже летом текущего года. Но что они понимают под «победой»?
«лучше всего было бы вернуть границы 1991 года, войти в НАТО и Европейский Союз», — говорит Анастасия Бабенко из города Ровно. Другие респонденты более осторожны в оптимистичных прогнозах. «Самый лучший вариант, на мой взгляд, было бы добиться границ, существовавших до февраля 2022 года, и вступить в НАТО, а может, в какой-то новый оборонный альянс. Такой, какой хотят создать Украина и Великобритания», — говорит Даниил Рыбак.
Очень разные ответы мы получили на вопрос о самом неблагоприятном развитии событий. Какой будет Украина, скажем, через десять лет после вооруженного конфликта, если потерпит стратегическое поражение? «Мы потеряем всю левобережную Украину. Россия начнет экспансию в Прибалтику и нанесет ракетный удар по Польше, Чешской Республике и Словакии. Пессимистичный сценарий в любом случае предполагает мое непосредственное участие в боевых действиях, потому что я житель левобережной Украины», — рассуждает Даниил Рыбак.
Прогноз 35-летнего менеджера из Днепра напоминает предупреждения, которые звучат в последнее время из уст высокопоставленных европейских политиков. Предположительно, после завершения вооруженного конфликта на Украине России потребуется около семи лет для восстановления своих вооруженных сил, а потом она сможет пойти дальше на запад, стремясь реализовать мечты кремлевской верхушки о восстановлении советской империи.
По мнению Рыбака, утрата значительной части территории привела бы к расколу в украинском обществе, которое в ответ на геноцид со стороны агрессора сплотилось настолько, что на Западе заговорили о завершении процесса украинского национального возрождения. «При негативном раскладе возрастет раскол между слоями населения и станет больше предателей внутри страны», — полагает Даниил Рыбак.
С ним согласна и Екатерина Слюсарова, для которой худший сценарий заключается в оккупации как минимум востока страны. «Я точно знаю, что не смогла бы жить в оккупированной части страны, и поэтому мне пришлось бы решать, как и куда уехать. В любом случае я бы направилась вглубь страны, а не как в прошлом году, когда я из Европы вернулась в Харьков. общество, скорее всего, раскололось бы на несколько частей. Одни приняли бы происходящее, а другие обвиняли бы правительство за то, что оно такое допустило», — добавляет руководитель колл-центра.
Некоторые респонденты допускают, что Украина прекратит существовать как независимое часть перейдет Польше, и только небольшая часть останется Украиной", — считает 57-летняя учительница из Киева Наталья Радченко, которая для себя решила остаться в городе при любых обстоятельствах.