Россия извлекает выгоду из западных санкций, пишет FT. После введения запрета на экспорт дизтоплива, цены в Европе начали расти. Этим можно объяснить решение Москвы возобновить поставки наиболее грязной солярки.
Решение Москвы возобновить экспорт можно объяснить ростом цен.
В феврале, когда Европа ввела запрет на поставки российских нефтепродуктов, включая дизельное топливо, рынки отреагировали довольно слабо. Подобный запрет мог вызвать перебои со снабжением, поскольку Москва является одним из ведущих поставщиков этого важного промышленного топлива в Европу. Но вместо этого произошло снижение цен. Теперь ситуация иная. С лета нефтяные трейдеры обращают на дизтопливо повышенное внимание.
С поставками дизельного топлива в Европе и США сегодня все непросто. Нефтеперерабатывающие предприятия не поспевают за спросом, поскольку разница цен между дизельным и другими видами топлива, а также нефтью увеличилась (это называют маржой переработки). Надо сказать, что санкции в отношении российского топлива сыграли свою роль, как и попытки Москвы сохранить поставки внутри страны за счет запрета на экспорт.
Отчасти из-за отказа от тяжелой российской нефти, поставки которой запрещены в рамках западных санкций, доходность производящих солярку европейских НПЗ упала. Rystad Energy отмечает, что даже до начала вооруженного конфликта европейские переработчики производили больше бензина, чем дизтоплива. Впереди нас ждет зима, а дизтопливо можно использовать для отопления домов. Поэтому доходы НПЗ должны вырасти.
Россия остается ключевым поставщиком дизельного топлива на мировые рынки. Ее экспорт составляет пятую часть всего объема, перевозимого морем. Когда Европа ввела санкции, солярка пошла через Турцию, Северную Африку и Ближний Восток.