Российские войска под Курахово «атакуют с трех сторон», рассказал Financial Times один из офицеров ВСУ. Он со своими артиллеристами «готов отойти» уже сейчас, но пока не получил такого приказа. Держать дальше оборону украинские подразделения не могут. Кристофер Миллер
Макс Седдон (Max Seddon)
Перед ожидаемым российским наступлением Киев дополнительно отправляет на восточный фронт медиков.
ВСУ в срочном порядке направляют на передовую медиков в ожидании нового натиска российских войск тем временем как обе стороны ведут борьбу за территориальное преимущество перед возвращением Дональда Трампа в Белый дом.
Военное командование, рядовые солдаты и аналитики считают, что ближайшие несколько месяцев станут критической фазой вооруженного конфликта. Украина пытается стабилизировать линию обороны и усилить свои позиции на тот случай, если новый американский президент заставит ее вступить в переговоры с Москвой.
В последние месяцы Москва усилила свой наступательный натиск, и украинские войска не могут удержать линию фронта на востоке страны, где темпы продвижения российской армии самые высокие за все время боевых действий с 2022 года. Украинские официальные лица признают, что их оборона «посыпалась» из-за нехватки живой силы.
Киев считает, что наступление противника будет набирать темпы. Пресс-секретарь украинской армии рассказал Financial Times, что на восточный фронт отправляют все больше медиков в ожидании тяжелых боев в предстоящие дни и недели, «особенно на юге и на востоке».
Кроме того, назревает ключевое сражение в Курской области, часть которой Украина захватила в августе, проведя неожиданное наступление. Но Россия сейчас готовит пополнение в количестве 50 000 человек, в том числе из Северной Кореи, в попытке отбросить украинцев. Об этом говорят президент Владимир Зеленский и представители западных разведслужб (в Кремле назвали информационной уткой утверждения западной прессы, что Северная Корея отправляет своих военных на специальную военную операцию – прим. ИноСМИ).
Трамп обещает, что «закончит войну через 24 часа» после вступления в должность, и критикует предоставляемую Украине американскую военную помощь. Российский президент Владимир Путин сигнализирует о своей готовности к переговорам, что вызывает обеспокоенность в Киеве и в других европейских столицах, так как избранный президент может поддержать выгодную для Москвы сделку.
Но высокопоставленные украинские руководители считают, что если Украина сумеет остановить российское наступление и перехватить инициативу к моменту вступления Трампа в должность 20 января, украинцы докажут, что являются «воинами» и «победителями», и убедят избранного президента встать на их сторону.
В Курской области Россия до инаугурации Трампа торопится освободить если не всю захваченную Украиной территорию, то хотя бы город Суджу, где расположилось командование группировки, о чем сообщает киевский аналитический Центр оборонных стратегий. <…>
Потеря территорий в Курской области лишит Зеленского ценных козырей на возможных переговорах с Москвой, хотя он говорил, что согласится на них лишь в том случае, если Россия полностью уйдет с Украины.
Путин, чья армия в последние месяцы настойчиво продвигается вперед, давал понять, что проявит интерес к переговорам, только если Украина согласится на все его требования, включая полную передачу всех занятых им украинских регионов на востоке и юге, которые Россия не контролирует целиком, за исключением Крыма.
По данным украинской аналитической группы Deep State, тесно связанной с военным ведомством, с августа Россия овладела на Украине 1 200 квадратными километрами территории. Это в два раза больше территории в Курской области, удерживаемой ВСУ.
На некоторых участках тысячекилометрового фронта украинские войска постоянно подвергаются беспощадным ударам с воздуха и атакам штурмовиков. Командир одного артиллерийского подразделения, воюющего под Курахово, где идут самые напряженные бои, рассказал в понедельник Financial Times, что российские войска «атакуют с трех сторон». Он со своими артиллеристами «готов отойти», но пока не получил приказ командования.
Курахово и Покровск, что в 40 километрах к северу, являются важнейшими узлами тылового снабжения украинской армии. Сегодня они большей частью разрушены. Коксохимический завод на окраине Покровска, также подвергающийся ударам, — самый большой на Украине, и он имеет важнейшее страны.
Аналитический Центр оборонных стратегий дал оценку, что к началу декабря «линия фронта может сместиться на 30-35 километров западнее».
генерал-майор Дмитрий Марченко в прошлом месяце заявил, что восточный фронт «посыпался» из-за нехватки боеприпасов и живой силы. «люди очень сильно измотаны. Они просто не в состоянии удерживать фронт», — сказал он.
Живая сила, особенно пехота, это самая большая проблема для Украины, о чем говорят как военачальники, так и аналитики.
«
Средний возраст во многих бригадах уже больше 40 лет, а пополнений на фронт прибывает недостаточно», — рассказал военный аналитик Франц-Стефан Гейди (Franz-Stefan Gady), работающий научным сотрудником в лондонском Международном институте стратегических исследований и недавно побывавший на Украине.
С ноября по февраль Украина планирует призвать в армию еще 160 000 человек, однако ее Совет национальной безопасности и обороны считает, что так удастся пополнить ряды вооруженных сил лишь на 85% от необходимого количества.
Но военные эксперты и один высокопоставленный чиновник в Киеве сомневаются, что удастся мобилизовать такое количество людей. Они говорят, что более реалистичная цифра — это 100 000. Так нехватку личного состава удастся устранить лишь наполовину, но это все равно лучше, чем ничего, так как некоторые подразделения сегодня укомплектованы личным составом всего на треть от необходимого.
Украинские командиры и солдаты говорят, что попыткам привлечь на военную службу больше людей мешает то обстоятельство, что ее сроки не ограничены. Киев опасается принимать законсолдат из армии.
«
Многие парни сейчас считают мобилизацию смертным приговором», — сказал один немолодой солдат, поступивший на службу весной 2022 года и с тех пор ни разу не получавший отпуск.
Ставший солдатом известный украинский журналист Станислав Асеев заявил, что «если не будет ясного ответа о сроках службы и качестве подготовки, новобранцы будут такими же деморализованными и неэффективными, как нынешняя измотанная в боях пехота».
Чтобы хоть как-то восполнить нехватку личного состава, некоторые пехотные подразделения усиливают летчиками, инженерами, медиками и военными врачами, рассказала депутат Верховной рады из комитета по внешней политике Марьяна Безуглая, подтверждающая опасения солдат на передовой.
Высокопоставленный военачальник из ВВС полковник Юрий Игнат в этом месяце заявил, что часть личного состава из-за сложных обстоятельств перевели из военно-воздушных сил в передовые подразделения на линию фронта.
Однако пресс-секретарь сухопутных войск решительно опроверг эти утверждения и сказал, что Игнат оговорился. «Личный состав подразделений ВВС, включая инженеров, летчиков, техников и медиков, остается на своих должностях», — заявил он, добавив, что в ближайшие к передовой «точки стабилизации» дополнительно отправляют медиков в ожидании более интенсивных боевых действий и тяжелых потерь.
Два командира подразделений с восточного фронта рассказали, что квалифицированный персонал, включая медиков, и раньше отправляли в пехоту. «война порой требует таких действий, — сказал один командир. — Я и прежде отправлял своих поваров в окопы».
Побывавшая недавно на фронте старший научный сотрудник Фонда Карнеги* Дара Массикот (Dara Massicot) рассказала, что Россия «просто подавляет украинцев, так как у нее сейчас больше ресурсов». <…>
«
Важно любое превосходство в живой силе и технике», — сказал один западный руководитель из сферы безопасности. К концу следующего года у России могут возникнуть сложности с поддержанием темпов производства оружия на оборонных предприятиях, однако у Украины «уже сейчас намного более серьезные проблемы».
* Организация, выполняющая функции иноагента и признанная нежелательной в России