Спустя два года конфликта на Украине решили выстроить всех своих сторонников по ранжиру. Издание «Фокус» опубликовало рейтинг политиков, которые, по мнению редакции, не ограничились декларативными заявлениями и оказали практическую помощь Киеву.
Два года полномасштабных военных действий на Украине наглядно продемонстрировали, что кроме декларативных заявлений и публичного беспокойства нужна практическая помощь, от тех, кто называет себя партнером. Только Силы обороны Украины и отечественная дипломатия знают, за какие деньги достается каждый метр земли, каждый патрон или военная система. В 2023 году Украине удалось объединить западных партнеров в танковую коалицию, в результате чего мы получили танки Leopard, Abrams, Challenger, боевые машины пехоты Bradley и Marder. Благодаря Западу нам удалось прокачать собственную ПВО до зенитно-ракетных комплексов MIM-104 Patriot, IRIS-T, SAMP/T. Наконец, мы получили дальнобойные ракетные системы Storm Shadow и ATACMS. Всего за два года Украина получила помощи на 170 миллиардов евро, но политическую поддержку оценить в денежном эквиваленте невозможно.
В своем новом рейтинге «Фокус» решил исследовать, кого из зарубежных политических лидеров можно считать наиболее благосклонными к Украине, ее друзьями.
Политический кризис в США и грядущие выборы, как это ни парадоксально, пригодились Украине — на фоне угрозы от России, европейские политики все больше просыпаются и возвращаются к реальности. В результате это отражается в объемах поддержки Киева и стимулировании собственного ВПК к вероятной большой войне. Например, Германия за эти два года прошла путь от пяти тысяч шлемов до 7,6 миллиардов евро военной помощи в год. Немецкий оборонный бизнес уже готовится к открытию новых предприятий на территории Украины. На фоне доминирующих новостей из США как-то стороной проходят не менее важные, а, учитывая масштабирование, значительно более важные новости поддержки от партнеров. Небольшая Литва выделила на помощь Украине более 1,4% собственного ВВП. Япония, которая не может оказывать военную помощь, уже передала финансовой помощи на 6,8 миллиардов евро и заявила о следующих 12 миллиардов в ближайшее время.
Президент Европейской комиссии (условно — Правительства ЕС) Урсула фон дер Ляйен, как отметили опрошенные «Фокусом» эксперты — это образец чиновника, который, несмотря на всю неповоротливость европейской бюрократии, смог добиться максимально возможной поддержки для Киева. Она была первой, кто отметил, что место Украины в Европейском союзе, хотя для этого еще предстоит долгий путь.
Президент США Джозеф Байден стал первым в нашем рейтинге среди лидеров суверенных государств. Вашингтон, несмотря на все проблемы с задержками и нерешительностью по определенным видам вооружений, остается главным стратегическим партнером Украины.
Великобритания стала первой, кто подписал с Украиной соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности. Именно это, а также беспрецедентный уровень политической и военной поддержки от страны обеспечили премьер-министру Риши Сунаку третье место в нашем рейтинге. Сюда же стоит добавить бывших премьер-министров Бориса Джонсона и Лиз Трасс.
Впоследствии примеру Великобритании последовали Германия и Франция. Ожидается подписание такого договора с каждым представителем «Группы семи». Это хоть и не членство в НАТО, но уже формирование стратегических партнерских связей со странами, которые, как и их политических лидеров, можно смело считать друзьями Украины.
Неожиданно низко в нашем рейтинге оказались президент Франции Эмманюэль Макрон и президент Польши Анджей Дуда. Французский лидер, по словам опрошенных экспертов, не выдержал темпа политического кросса, еще не сошел с дистанции, но потерял лидерские позиции. В свою очередь, Дуда не сумел удержать под контролем политическую борьбу между парламентскими партиями, а затем и провокации с зерном на местном уровне.
Премьер-министр Японии Кисида Фумио, и наоборот, остается образцом стабильности. Возглавляемое им правительство стало одним из первых, кто начал предоставлять Украине миллиардные объемы помощи, в первую очередь, в инфраструктурные проекты. Сам же Кисида неоднократно публично заявлял, что Япония продолжит стоять вместе с Украиной, пока мир не вернется на ее землю.
Эксперты упоминали совсем не примечательных политиков, фамилии которых вряд ли известны большинству украинцев, но они сделали для помощи Украине много. Как бывший премьер-министр Словакии Эдуард Хегер, который лично обошел все европейские институты и дипломатические представительства стран ЕС, чтобы гарантировать для Украины кандидатский статус. Или президент Федеративных Штатов Микронезии Дэвид Пануэло — он единственный в мире, кто разорвал дипломатические отношения с Россией из-за ее спецоперации на Украине.
Возвращаясь к крылатому выражению, что в политике нет друзей и врагов, а есть только интересы, называть участников нашего рейтинга друзьями Украины было бы не совсем точно. В первую очередь, это продолжение их государственной политики и сферы интересов, в которых Украина уже заняла место стратегического партнера.